Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование ролевых игр как метод практической подготовки к профессиональной деятельности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кормильцева Диана Валерьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2024»  (сентябрь, 2024)
Количество просмотров статьи: 123
Показать PDF версию Использование ролевых игр как метод практической подготовки к профессиональной деятельности

Кормильцева Диана Валерьевна
преподаватель СПб ГБПОУ
"Колледж автоматизации производственных процессов
и прикладных информационных систем", г. Санкт-Петербург
E-mail: diana_69_90@mail.ru

Аннотация. В ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся наряду с профессиональными компетенциями важно развивать так называемые «гибкие» навыки, умение налаживать коммуникации, умение работать в команде и нести ответственность за результаты своей работы. Одним из инструментов активной деятельности обучающихся являются ролевые игры. В статье представлена методика проведения ролевой игры по инвентаризации материальных ценностей, в ходе которой обучающиеся берут на себя роль инвентаризационной комиссии и воспроизводят реальную ситуацию по проверке имущества и оформлению соответствующей документации в организации.

Ключевые слова: ролевая игра, инвентаризация, современные образовательные технологии, активное обучение, гибкие навыки. Принимая во внимание необходимость в процессе трудовой деятельности эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, первостепенное значение приобретают коммуникативные навыки, которые зачастую не развиты у обучающихся. Применение ролевых игр на занятиях позволяет активно взаимодействовать друг с другом, совместно принимать решения в различных нестандартных ситуациях и обсуждать достигнутые результаты.

В современном образовательном процессе большая роль отводится методам активного обучения. Теоретические знания, которые обучающиеся получают на лекциях должны быть обязательно применены в конкретной практической ситуации. Зачастую, работодатели отмечают, что обучающиеся боятся принимать решения и нести за них ответственность. Одним из методов развития таких навыков являются ролевые игры. Ролевые игры представляют собой воссоздание реальных практических ситуаций, кейсов, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности. В процессе ролевой игры участники отыгрывают определенную роль с присущим набором индивидуальных задач. Участие в ролевых играх способствует закреплению теоретических знаний, отработке практических навыков, а также развивает способность действовать в нестандартных ситуациях.

На экономических специальностях одной из практикоориентированных игр является игра по проведению инвентаризации имущества. Процесс инвентаризации представляет собой проверку фактического наличия имущества организации по местам хранения и использования, а также сверку взаиморасчетов с контрагентами. Игра включает в себя следующие этапы:

1. Определение целей и задач ролевой игры.

2. Краткое объяснение правил ролевой игры.

3. Распределение на команды. Каждая команда представляет собой отдельную инвентаризационную комиссию.

4. Распределение ролей в комиссии (выбор руководителя, главного бухгалтера, председателя инвентаризационной комиссии, членов комиссии, материально-ответственного лица).

5. Получение кейса с указанием исходных данных для ролевой игры. Исходные данные представляют собой перечень материальных ценностей с указанием количества, единицы измерения, цены и общей суммы по данным бухгалтерского учета.

6. Получение необходимой для проведения инвентаризации документации (бланки).

7. Проведение физического подсчета имущества. На данном этапе каждый член комиссии выполняет свои функции согласно своей роли в игре: руководитель издает приказ о проведении инвентаризации, главный бухгалтер регистрирует приказ в журнале учета контроля за выполнением приказов, председатель инвентаризационной комиссии получает приказ, необходимую документацию, распределяет обязанности между членами комиссии, берет расписки с материально-ответственных лиц, члены комиссии проводят физический подсчет материальных ценностей, заполняют инвентаризационные описи и передают документы главному бухгалтеру.

8. Определение результатов инвентаризации. На данном этапе главный бухгалтер производит таксировку, подводит итоги инвентаризации, определяет сумму излишков и недостач материальных ценностей.

9. Принятие решений по результатам инвентаризации. На данном этапе на основании письменных объяснений материально-ответственного лица руководитель совместно с председателем инвентаризационной комиссии принимают решение о списании суммы недостачи, а также оприходовании излишков. Руководитель оформляет и подписывает приказ о результатах инвентаризации, с которым знакомит материально-ответственное лицо.

10. Представление результатов инвентаризации. На данном этапе каждый член инвентаризационной комиссии, а также руководитель и главный бухгалтер представляют кратко объем своей выполненной работы согласно отведенной роли, материально-ответственное лицо дает объяснение о причинах недостач и излишков, руководитель озвучивает результаты инвентаризации и знакомит под роспись материально-ответственное лицо.

11. Отражение результатов в бухгалтерском учете. Главный бухгалтер на основании приказа руководителя оформляет бухгалтерскими записями результаты инвентаризации.

12. Подведение итогов ролевой игры, обсуждение достигнутых целей и задач.

В результате ролевой игры у обучающихся структурируется теоретический материал по проведению процесса инвентаризации, а также выстраивается логическая цепочка всех этапов.

Ролевые игры на занятиях выполняют следующие функции:

— образовательную, что выражается в повторении и закреплении пройденного материала.

— развивающую. В процессе игры обучающиеся развивают логическое, аналитическое, критическое мышление,

— воспитательную. Применение игр способствует привитию интереса к выбранной специальности, развитию профессиональной ориентации.

Таким образом, ролевые игры предоставляют уникальную возможность углубить понимание специальности через активное взаимодействие и применение знаний в реальных сценариях, стимулируют участников к активной коммуникации и креативному мышлению, и являются инструментом практической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в области бухгалтерского учета.

Список литературы:

1. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб. пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под ред. Т. С. Паниной. — М.: Академия, 2006. — С. 92-102.

2. Кормильцева Д.В. Практические основы бухгалтерского учета активов организации. Учебно-методическое пособие по междисциплинарному курсу для студентов среднего профессионального образования специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». — 2024.

3. Круглова Л.В., Мельник О.Г., Крицкая Е.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 8. — С. 84-84.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292062/