Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование проектных форм работы в обучении монологической речи на уроке английского языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хвост Дарья Юрьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2021»  (май, 2021)
Количество просмотров статьи: 1025
Показать PDF версию Использование проектных форм работы в обучении монологической речи на уроке английского языка

Хвост Дарья Юрьевна,
студентка УО «Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
E-mail: dashapiee@gmail.com

Научный руководитель: Швайликова Ольга Евгеньевна,
преподаватель кафедры теории и практики английского языка
Гомель, Беларусь

Аннотация: Данная статья посвящена изучению сущности метода проектов, этапов работы над проектом и особенностей организации проектной деятельности на уроках английского языка в средней школе, а также определению эффективности использования метода проектов при обучении английскому языку обучающихся средней школы.

В настоящее время принципиально важным является обучение связному монологическому высказыванию индуктивно, а не дедуктивно, последний предполагает простую репродукцию текста. Необходимо сформировать у обучающихся продуктивные умения, так чтобы они могли быть творцами собственной траектории по созданию монологического текста. Подготовка монологического высказывания по дедуктивному пути в конечном счете тренирует лишь детскую память, в то время как задачей должна стать подготовка ученика к самостоятельному моделированию собственного учебного текста, то есть овладение им тактикой и стратегией речевого монологического поведения. Таким образом, становится возможным сформировать самостоятельность обучающегося, сделать его активным субъектом деятельности. Но для этого уже на этапе постановки цели важно предоставлять обучающемуся право выбора, самостоятельно принимать решения [1, с. 5].

Одним из методов, позволяющих обучать связному монологическому высказыванию индуктивно, является метод проектов. Процесс создания монологического высказывания обучающимися начинается с определения темы и цели монолога. После этого необходимо наметить содержание будущего монолога, то есть составить примерный план. Далее происходит наполнение плана информацией и проверка грамматической, лексической и фонетической составляющих текста. Готовый монолог заслушивается классом и учителем для дальнейшего оценивания. Во время участия в учебном проекте ученик включается в значимую для него деятельность, таким образом, снимается мотивационная задача. Также при работе над проектом задействуются все анализаторы обучающегося, что делает обучение более эффективным. Кроме того, осознанность совершаемых действий при активной позиции ребенка способствует развитию самостоятельности и лучшему усвоению материала [2, с. 6].

Основные этапы учебного проекта:

1. Поисковый.

2. Аналитический.

3. Практический.

4. Презентационный.

5. Контрольный.

Если поэтапно рассмотреть проектную деятельность обучающихся, продуктом которой является монологическое высказывание, то можно отметить совпадение большинства проектных действий с действиями, необходимыми для создания монолога, на каждом этапе. На поисковом этапе необходимо определить проблему проекта, из которой вытекают тема и цель проекта. В то же время тема и цель проекта будут являться темой и целью монологического высказывания (таблица 1) [3, c. 105].

На следующем — аналитическом — этапе обучающиеся распределяются на проектные группы, определяются задачи проектной деятельности, которые будут совпадать с планом действий при создании монологического высказывания. Кроме того, на этой тапе важную роль играет учитель, задача которого проинформировать обучающихся об источниках, которые могут быть им полезны.

Таблица 1 — Сравнительная характеристика этапов работы над проектом и над созданием монолога

Проектная деятельность Этапы работы Монологическое высказывание
Определение темы, проблемы и цели учебного проекта 1. Поисковый Определение темы и цели монологического высказывания
Распределение на проектные группы 2. Аналитический Составление плана монологического высказывания, определение задач проектной деятельности высказывания и плана действий при составлении монологического высказывания
Сбор и анализ информации, оформление результатов работы, подготовка продукта проекта 3. Практический Сбор и обработка информации, оформление монологического высказывания
Публичное представление проектного продукта 4. Презентационный Публичное выступление с монологическим высказыванием
Оценивание проектной деятельности и продукта проекта 5. Контрольный Оценивание монологического высказывания


На практическом этапе происходит основная работа обучающихся над проектом. Он является самым продолжительным и трудоемким. Обучающиеся работают с источниками информации, собирают и обрабатывают материал, который они планируют использовать при составлении своего монолога, обращаются к личному опыту, а после оформляют результаты работы. Кроме того, одной из задач обучающегося является подобрать подходящие средства связи, чтобы его монолог был связным и звучал логично, и проверить грамматическое оформление текста. Обучающиеся также готовятся к презентации продукта своей проектной деятельности, то есть монолога. Следующий этап учебного проекта — презентационный. На этом этапе готовый продукт проектной деятельности — монологическое высказывание — представляется вниманию обучающихся и учителя [4, c. 3].

На завершающем — контрольном — этапе проектная работа и продукт проекта — монолог — оцениваются как учителем, так и обучающимися, при этом оценивается не только работа проектной группы в целом, но и вклад каждого участника в отдельности в подготовку монологического высказывания, обращается внимание на наиболее частые ошибки и неточности [5, с. 45].

Рассматривая основные этапы работы над учебным проектом, можно заметить, что составление монологического высказывания обучающимся по индуктивному пути происходит по аналогичному плану [6, c. 46].

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение монологической речи по индуктивному пути происходит по плану, аналогичному проектной деятельности обучающихся. Следовательно, использование метода проектов при формировании навыков монологического высказывания является целесообразным. Метод проектов легко проецируется на процесс создания монологического высказывания обучающимися.

Список использованных источников

1. Байдурова, Л.А., Шапошникова, Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум иностранным языкам / Л.А.Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 1. — с. 5–11.

2. Куклина, С.С. Использование личностно—ориентированных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе / С.С. Куклина // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 3. — с. 6–13.

3. Крылова, Н. Проектная деятельность школьника и педагога / Н. Крылова // Народное образование. — 2015. — № 7. — с. 105–111.

4. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 2. — с. 3–10.

5. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка / О.В. Теслина // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 3. — с. 41–46.

6. Туркина, Н.В. Работа над проектом при обучении английскому зыку / Н.В. Туркина // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 3. — с. 46–48.