Евразийский
научный
журнал

Использование песочной сказкотерапии в дошкольном образовании

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Эсаулова Елена Вячеславовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2015»  (сентябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2195
Показать PDF версию Использование песочной сказкотерапии в дошкольном образовании

Эсаулова Елена Вячеславовна
к. психол. н.
учитель-логопед
ГБОУ Гимназии № 1593 СП № 1
г. Москвы

«У детей своя собственная манера
видеть, думать и чувствовать…»

Ж. Ж. Руссо

По статистике детских поликлиник и специальных дошкольных учреждений в наше время всё большее количество детей имеет речевое недоразвитие.

И психологи бьют тревогу, так как по их данным у многих ребят уже в дошкольном возрасте выявляются психологические отклонения, которые необходимо корректировать до поступления в школу. Это агрессия, гиперактивность, инертность, страхи, гипервозбудимость, замкнутость и др.

В нашей работе мы интегрировали занятия по развитию речи и коррекции психологических проблем у детей подготовительной группы, стоящих на пороге школьного обучения.

Нами были намечены следующие цели:

  1. Совершенствовать связную речь воспитанников при составлении ими сказок с использованием песочной сказкотерапии.
  2. Корректировать эмоционально-волевую сферу детей, исходя из продуктов их творческой деятельности (составление сказок, рисунки к ним).
  3. Совершенствовать художественные навыки детей при иллюстрировании СВОИХ сказок.

Во время подготовительной работы детям читали, а они пересказывали русские народные сказки, рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой(2005г.) и программой О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (2010г.)

Для выявления психологических проблем у детей нами использовались рисуночные тесты (рисунок человека и семьи).

На данном этапе с детьми подготовительных групп было проведено фронтальное занятие по ознакомлению с песочницами, игрушками, «сказочными» схематическими карточками, а также по обучению первоначальным навыкам придумывания сказки.

Во время основного этапа с детьми был проведен цикл из шести занятий, направленный на обучение составлять сказку при использовании песка с техникой «Закопанные предметы». Учитель-логопед предлагала детям схемы- карточки и разные закопанные игрушки (призы из Kinder-сюрприза, муляжи животных, резиновые и пластмассовые игрушки, растения).

На заключительном этапе был проанализирован уровень развития связной речи, намечены и апробированы пути психологической коррекции различных проблем у детей, исходя из их творческого материала.

Была организована выставка детских художественных работ, которые создавались на основе придуманного ими сказочного сюжета.

В процессе работы на начальном этапе у детей были выявлены следующие психологические проблемы: замкнутость, агрессивное поведение, гипервозбудимость, завышенная самооценка, нарушение общения, инертность, фобии (страхи) темноты, неудачи, Бабы Яги, волка и др.

Уже на первом фронтальном занятии дети пытались придумывать сказки самостоятельно под руководством специалиста.

После этого с детьми проводились занятия с песочницами и игрушками по подгруппам (5-6 человек), потом занятия в парах и, наконец, - индивидуальные занятия, в процессе которых детьми было создано 28 сказок.

Эти сказки непростые: в зависимости от психологической проблемы, ребенку предлагалась определенная задача: сочинить сказку про героя, который, к примеру, боится темноты, Бабы Яги, драчливый, ленивый и т.д. Мы брали именно ту проблему, которая была у этого ребенка, и в конце сказки он должен был найти выход из возникшей сложной ситуации и решить проблему главного героя (себя).

В результате этой работы дети сочиняли удивительные сказки, в которых развивались все стороны речи, и сами находили пути решения (коррекции) психологических проблем.

Эта работа заняла несколько месяцев. После создания сказок детям на занятии по изобразительной деятельности было предложенопроиллюстрировать свои работы. Ребята с удовольствием это сделали.

Таким образом, получились психологические сказки с детскими рисунками, которые мы объединили в книгу. Также в детском саду была организована выставка детских рисунков.

А теперь самое интересное – примеры детских сказок.

Сказка про зверей. (См. рис. 1)

  • Жили-были звери в лесу. И никак они не могли подружиться.
  • Однажды к Свинье пришел Носорог и сказал:
  • - Давай поиграем в догонялки!
  • А она говорит:
  • - Ты быстро будешь бегать, я тебя не догоню!
  • А потом пришел Лев и сказал:
  • - Давайте поиграем в прятки!
  • А Носорог и Свинья отвечают:
  • - Ты лучше всех будешь прятаться, потому что ты хитрый!
  • Лев обиделся и ушёл.
  • А потом пришли Тигр и Леопард и сказали:
  • - Давайте поиграем в футбол. Мы вместе – целая команда.
  • И стали они думать, где взять мячик.
  • Пришел Лев и сказал:
  • - У меня есть мячик!
  • И стали все звери играть в футбол. И так они подружились, что с тех пор вместе играли в разные игры и больше никогда не ссорились.
  • (Артем Н., 6 лет)
1.jpg
Рис. 1. Леопард и Свинья

Сказка про Лося. (См. рис. 2)

  • Жил-был Лось. У него было много друзей: три медведя и один носорог.
  • Они всегда играли вместе.
  • Однажды у Лося был День рождения. Но про него все забыли.
  • Грустный сидел Лось под деревом и думал о вкусном торте.
  • Неожиданно Лось услышал громкие шаги. Из кустов появился Носорог с красивым красным букетом цветов и сказал:
  • - Дорогой Лось! Поздравляю тебя с Днём рождения! Эти цветы – для тебя!
  • Пойдем на поляну: там тебя ждет сюрприз.
  • И когда Лось вышел на поляну, он застыл от изумления: посреди нее стоял огромный торт с горящими свечками, а вокруг него было много-много зверей.
  • И все они кричали:
  • - С Днём рождения!
  • И Лось очень обрадовался. Оказывается, никто не забыл о нём!И, когда рогатый Лось задувал свечи, он загадал желание, чтобы у него всегда было много верных друзей и чтобы никто никогда не ссорился.
  • (Арина Г., 6 лет)
2.jpg
Рис. 2. Лось и Носорог

При создании и анализе сказок логопедом было отмечено совершенствование у детей многих сторон речевого развития: словаря, звукопроизношения, грамматики, словообразования, связной монологической речи. А психологом были намечены и апробированы пути психологической коррекции различных проблем у детей, исходя из их творческого материала.

Основные способы коррекции детских психологических проблем данной группы:

- работа психолога по коррекции эмоционально-волевой сферы индивидуально и по подгруппам;

- совместная игровая деятельность детей;

- совместная трудовая деятельность детей;

- проведение спортивных соревнований, состязаний командного типа без выделения лидеров, когда побеждает дружба;- чтение сказок детям в начале тихого часа и в семье при укладывании ребенка спать в вечернее время;

- совместное планирование и претворение в жизнь детских проектов (панно, коллективные рисунки, аппликации, макеты);

- мероприятия в детском саду с привлечением родителей (праздники, субботники, посадка цветов, чаепития, конкурсы, викторины, КВНы и т.д.);

- развитие детского воображения;

- художественная деятельность;

- беседы и консультации для родителей;

- творческие игры;

- отмечание праздников, значимых событий, дней рождения в группе и в саду.

Педагоги начали коррекционную работу и уже через несколько месяцев отметили значительные сдвиги в эмоциональных сфере детей: они стали дружелюбнее, сплоченнее, добрее, жизнерадостнее.

Данная работа продемонстрировала высокую результативность в совершенствовании связной речи и коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников в процессе решения их психологических проблем.

Дети с удовольствием «творят» сказки, с радостью бегут на занятия, с увлечением рассказывают, играют, рисуют.

Таким образом, можно разнообразить занятия, дать детям простор фантазии, ощущение полета в волшебную страну, где мечты становятся явью.

Мы развиваем речь, художественные навыки, решаем сложнейшие психологические проблемы наиболее эффективными способами, предложенными самими детьми… А эти аспекты являются неотъемлемыми составляющими гармоничного развития ребенка.

Литература

  1. Вачков И. В. «Королевство разорванных связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек». М.: Ось-89. – 2003.
  2. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89. – 2007.
  3. Вачков И. В. «Сказкотерапия в работе детского психолога».// Ж. «Современное дошкольное образование». – 2008. - № 4.
  4. Вачков И. В., Аржакаева Т.А., Попова А. Х. Программа «Психологическая азбука». М.: Генезис. - 2012.5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Основы сказкотерапии». М.: Речь. – 2007.
  5. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». СПб. - 2010.
  6. Панфилова М. А. «Лесная школа». М.: Сфера ТЦ. – 2002.
  7. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез. - 2005.
  8. Хухлаева О. В. «В каждом ребенке солнце?» М.: Генезис. – 2009