Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Варивончик Кристина
Cтудент группы 2022д
Научный руководитель: Богославец Л.Г.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования,
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация: в статье представлены основные направления использования педагогической ситуации при формировании коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста; уточняется их эффективность, типология, приводятся примеры.
Ключевые слова: речевая деятельность, коммуникативные умения, способности, педагог, педагогическая ситуация.
В современных психолого-педагогических исследованиях по проблемам развития общения на разных этапах жизни человека обосновано, что своевременное овладение коммуникативной культурой, коммуникативными способностями и умениями выступает необходимым условием продуктивной социализации личности, ее социальной успешности, эффективной самореализации в видах деятельности (О.Г. Абрамлина, Г.М. Батуева, С.А. Козлова, В. С. Селиванов, Т. А Федосеева, Н.Е. Щуркова и др.). Б. Г. Ананьев отмечает, что «эффективность общения зависит от того, насколько человек владеет знаниями об общении и коммуникативных умениях и способностях, которые он усваивает в условиях ежедневной коммуникативной практики и социального взаимодействия с окружающими людьми, целенаправленного освоения коммуникативной культуры общества благодаря обучению и воспитанию» [1]. Современное дошкольное образование призвано обеспечить оптимальные условия, необходимые для своевременного коммуникативного развития личности на этапе дошкольного детства.
В исследованиях, анализирующих вопросы речевого развития детей дошкольного возраста, все чаще в качестве эффективного средства развития, обучения и воспитания подрастающего поколения рассматривается педагогическая ситуация.
Под педагогической ситуацией понимают «составную часть целостного образовательного процесса, совокупность оптимальных условий и обстоятельств, через которые педагог управляет им и активно включает в него ребенка, мотивируя подтверждать или изменять собственное поведение» [2]. Т И. Бабаева отмечает, что "образовательный и воспитательный потенциал данного средства связан с тем, что педагогические ситуации позволяют реализовать значимые принципы обучения и воспитания детей (активности, практической направленности видов деятельности, личностно-ориентированного взаимодействия), являются эффективным средством решения задач обучения, социально-нравственного воспитания детей, обогащения субъектного опыта, развития самосознания и умений самооценки«[3].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что педагогическая ситуация — составная часть образовательного процесса, совокупность условий и обстоятельств, связанных с необходимостью решения задач общения. Через неё педагог управляет образовательным процессом и включает в него ребёнка, мотивируя осваивать, подтверждать или корректировать собственное коммуникативное поведение.
Отметим некоторые возможности педагогических ситуаций в формировании коммуникативных умений детей дошкольного возраста:
— перевод знаний об умении в практическую форму. Ребёнок действует сообразно содержанию и задачам ситуации общения, ожиданиям партнёров по общению;
— связь с реальной жизнью детей, их потребностями и интересами, это обеспечивает актуализацию потребности в общении с окружающими людьми, осознания роли коммуникативных умений и необходимости овладения ими для решения познавательных, практических, творческих задач;
— разнообразие содержания педагогических ситуаций, моделирующих различные условия и обстоятельства общения детей; это позволяет существенно обогатить опыт вариативного и творческого применения детьми разнообразных умений общения;
— постепенное усложнение педагогических ситуаций, изменение позиции в ней педагога, что обеспечивает постепенный переход ребёнка с уровня освоения умений на уровень их самостоятельного и творческого применения [2];
Уточним, что типы педагогических ситуаций разнообразны: игровые, практические, театрализованные и другие; в каждой педагогической ситуации перед детьми возникает проблема, требующая решения.
Решение педагогической ситуации в процессе мыслительной и речевой деятельности предполагается через отражение результатов в форме загадок, коротких текстов литературных произведений, детских кроссвордов, речевого лото, словесных игр, пословиц, заучивания стихов методом мнемотехники.
Следует отметить, что педагогическая ситуация проектируется педагогом или возникает в процессе воспитательно-образовательной деятельности, в различных видах культурно-образовательных практик и в содержании образовательных областей Федеральной образовательной программы дошкольного образования [5].
Развивающие педагогические ситуации подразделяются на исследовательские, коммуникативно-диалоговые, игровые, дискуссионные, моделирующие.
Например, педагогическая ситуация «Умный телефон» — «Расскажи по телефону маме о погоде сегодня»; составь с помощью иллюстративных схем рассказ о любимом времени года; беседы по сказке: «Как сделать так, чтобы медведь сам отпустил Машеньку домой?»; «Речиоживлялки» вступи в диалог с березкой, спроси: «Есть ли у нее друзья?», «Нравится ли ей дождь?» — помоги ей с ответами; «Определи настроение робота по голосу»; «Рассмеши Антона»; «Мальчик и девочка поссорились, как их помирить?»; «Что нужно сделать, чтобы на тебя обратили внимание».
Таким образом, использование педагогических ситуаций при формировании коммуникативных умений старших дошкольников эффективно, так как:
— во-первых, являются продуктивным средством и реализуются с применением доступных методов: театрализованная деятельность, различные игровые упражнения, этюды, беседы;
— во-вторых, педагогическая ситуация имеет «гибкий» сценарий мероприятия, что позволяет легко вводить данное средство в структуру совместной и индивидуальной деятельности;
— в-третьих, использование педагогической ситуации ориентировано на совершенствование активной и целенаправленной деятельности детей, проявления их самостоятельности, инициативы, творчества и рефлексии;
— в-четвертых, педагогическую ситуацию педагогу возможно систематически использовать для развития коммуникативных способностей, поэтому результат будет позитивным. Систематичность использования педагогической ситуации в коммуникативной деятельности позволяет оценить результат работы без педагогической диагностики, уточнить, что воспитанники не только получают знания, но и закрепляют и проявляют их в речевой практике.
Список использованных источников и литературы:
1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалеев. — Москва : МОДЭК, 1996. — 384 c.
2. Бабаева, Т.И., Римашевская, Л.С. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. — М.,2012. — 224с.
3. Михайлова, З. А. Образовательные ситуации в детском саду. Из опыта работы / З. А. Михайлова, А. С. Каменная, О. Б. Васильева. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. — 96 c.
4. Концепция ФГОС дошкольного образования, — Москва. — ТЦ «Сфера». — 2014.
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»