Евразийский
научный
журнал

Использование опыта развитых стран в развитии малого бизнеса и предпринимательства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Холманов Нурали Тошболтаевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 5518
Показать PDF версию Использование опыта развитых стран в развитии малого бизнеса и предпринимательства
    Ибрагимов Л.З. Аспирант университет Александр Иоан Кузы, география и геологический  факультет, г. Яссы, Румыния. E-mail - Lutfullobek@mail.ru

Аннотация

В ностаящее время невозможна предиставить развитие мировой экономика без развития малова бизнеса и предпринамательстьво. Хотя для развития формирования этой отрасли непонадобилось много времени. Многие развитые страны достигли высоких результатов. Особенно, бысрое развитие производства и главное это проявляется в обеспечении зантость населения. Это отрасль является важной для экономика развивающихся стран, обнованием для этого служит пройденный путь высоко развытих стран. В данной статье уделино внимание для развития этой отрасли, учитывая опыт США и Гериании.

Ключевые слова. Малый бизнес, частное предпринимательство, зарубежный опыт, свободных экономических зона, рабочих места, семейном труде, территории предпринимательства.

Одной из актуальных задач в современном Узбекистане является развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, дальнейшее улучшение социально-экономической ситуации в стране, повышение занятости и благосостояния населения. Исходя из мирового опыта, можно отметить, что в такой ситуации большое значение приобретает малый бизнес и частное предпринимательство. Известно, что малый бизнес и частное предпринимательство легко адаптируется к интенсивно развивающимся и быстро меняющимся рыночным требованиям. Более того, эта сфера играет важную роль в обеспечении населения рабочими местами, повышении их доходов. При создании благоприятных условий для развития предпринимательства, раскрытии новых возможностей, конечно, мы должны опираться на зарубежных специалистов.

Развитие малого бизнеса в странах мира является своего рода стержнем экономической политики, т.е. как главная отрасль, обеспечивающая занятость рабочей силы; источник развития инновационного потенциала экономики; источник поиска и внедрения новых форм производственной деятельности; восполнения государственного бюджета налогами; предотвращения спада производства. Главный фактор повышения конкурентно способности экономики страны и устойчивого развитий в тесной связи с крупным бизнесом и другими факторами используется для выхода из тяжелого экономического положения, смягчения ситуации или дальнейшего совершенствования социально-экономического прогресса страны. Например, развитие малого бизнеса в Индии, Албании и Бразилии используется безработица и нищета в качестве фактора, снижающего остроту таких социальных проблем. Во Франции, Великобритании, Бельгии, Германии, Канаде и Испании - для социально-экономической и политической устойчивости, формирования среднего класса. В Израиле и США – для ликвидации рецессии; в Мексике, Канаде, Сингапуре и Японии – для создания новых рынков; в Китае, Польше, Чехии, Венгрии и Словакии для ускоренного проведения экономических реформ. В Узбекистане – наряду с социально-экономическим развитием и повышением благосостояния народа для эффективного использования излишней рабочей силы путем создания новых рабочих мест.

В зарубежных странах создание малого бизнеса и его успешное функционирование обеспечивается посредством государственной помощи. Они обладают очень богатым теоретически и практическим опытом, который может быть использован нами с учетом наших реалий и особенностей. Для многих стран, регулирование деятельности малых предприятий характеризуется общими подходами и основными направлениями. К ним относятся:

  • принятие специальных законов, направленных на поддержку малого бизнеса;

  • разработка государственных планов, направленных на совершенствование общих и частных сторон деятельности предприятий (например, методов управления малыми фирмами), оказание финансовой помощи желающим заняться бизнесом, предусматривающим определенные цели развития малого бизнеса;

  • создание структурно-организационных услуг для поддержки малого бизнеса;

  • оказание государственной финансовой помощи малому бизнесу;

  • организация фирм по страхованию и льготному кредитованию малого бизнеса;

  • широкое внедрение льготного налогообложения деятельности малых предприятий.

К странам, использующим вышеназванные факторы в своем экономическом прогрессе, относятся США, которые среди стран мира имеет довольно высокий уровень развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Опыт этот страны и достижения в данной сфере могут служить примером для каждой развивающейся стране. За последние 30 лет удельный вес малого бизнеса в США увеличился с 30 до 52 процентов [1].

Сейчас в развивающихся странах более 80 процентов всех предприятий приходится на малые и частные предприятия. В частности, в этот стране насчитывается более 18 миллионов таких предприятий, удельный вес их в сельском хозяйстве составляет 81,9 процентов, в строительстве – 82,2 процентов, в оптовой торговле – 80,6 процентов, в сфере услуг – 75,6 процентов. В настоящее время их доля в валовом внутреннем продукте 75-82 процента[2] и 70 процентов продукции производятся на малых и средних предприятиях. Этот показатель растет из года в год. В США на каждые тысячи человек приходится 74,2предприятий малого и среднего бизнеса[3]. В стране фирмы малого бизнеса составляют 99 процентов общего количества всех предприятий. Основная часть этих фирм представляют малые, мини фирмы, основанные на семейном труде. При этом 80 % всех малых предприятий количаство занятых не превышает 10 человек.

Первые шаги в стране по развитию данной сферы были начаты еще в 1953 году. В тот период по всей стране была создана администрация по делам малого бизнеса, в которой трудились более 4 тысяч сотрудников. Основным направлением деятельности этой организации были оказание помощи в создании частного дела, предоставление малому бизнесу кредитов и гарантированных долговых обязательств. Именно в те годы был принят закон о малом бизнесе, продстваляющий собой правовые основы регулирования государством монополистического сектора экономики. В 1986 году был принят закон, обеспечивающий возможность внедрения новой технологии, разработок научно-технических и опытно-конструкторских организаций.

Малым предприятиям оказывают помощь многие полуправительственные организации: комитет по политике в сфере услуг, специальная комиссия при Президенте по проблемам частного предпринимательства, комиссия по вопросам промышленной конкурентоспособности и другие. Многочисленные общественные организации – торговая палата, национальная ассоциация промышленников, различные клубы в сельском хозяйстве, группы и прочие также оказывают помощь в поддержке малого бизнеса. В США малые предприятия не пользуются налоговыми льготами, но поддерживаются субсидиями, дотациями, финансовыми гарантиями.

Еще одна важная сторона в развитии данной сферы в США состоит в том, что в стране зоны свободного предпринимательства, как разновидности свободных экономических зон, успешно ведут свою деятельность. В отсталых территориях с высокой степенью безработицы возник неоконсервативный вариант проведения региональной политики, направленной на оживление малого бизнеса путем предоставления значительных свобод и финансовых льгот предпринимателям. Обычно они охватывают территории площадью от 2,5 до 5 кв. км. В отдельных случаях их площадь может составлять 13 кв. км, границы их не обозначены и определяются статусом расположенных так компаний.

По юридическому статусу территории предпринимательства в США делятся на три вида – федеральные, территории предпринимательства штатов и местные. Территории предпринимательства каждого вида создаются соответствующими правительственными органами, и эти органы разрабатывают соответствующие территориальные прикладные программы.

Применяемые в организации всех видов территорий предпринимательства основные ограничения касаются сроков деятельности на этих территориях. Например, в большинстве территорий данный срок составляет 10-20 лет, а в некоторых штатах он несколько меньше. В частности, в штате Коннектикут – 5 лет, в штате Кентукки – 7 лет. В федеральных территориях предпринимательства составляется на срок 20 лет, в последующим по решению исполнительных органов правительства данный срок может быть продлен[4].

Для того, чтобы получить статус территории предпринимательства, последняя должна отвечать ряду требований, в частности, иметь 70 % населения с меньшим на 80 процентов, чем по данному городу или всей страны средним доходом жителей; уровень безработицы должна быть выше, чем по стране или городу.

В 700 городах и их окрестностях функционируют более 1420 территорий предпринимательства[5]. Расширение этих территорий связано с предоставляемыми экономическим и другими льготами действующим там американским компаниям. Оказываемые предпринимательству экономические поощрения и льготы на федеральном уровне следующие: 5-процентная скидка на налоги по строительству и реконструкции; налоговая скидка за создание каждого дополнительного места работы (до 2 тысяч долларов на челловека); отмена налога, взимаемого за увеличение капитальной стоимости; упрощенная система ведения документации; снижение требований по стандартам защиты окружающей среды и нормам безопастности. В масштабе разных штатов предоставлены различные льготы действующим там компаниям. Правительства некоторых штатов оказывают прямую непсредственную помощь этим территориям. Например, в штате Коннектикут для финансирования действующих компаний создан специальный фонд с капиталом в 1 миллион долларов.

В создании и развитии территорий предпринимательства заинтересованы все три ступени правительства США. Образование этих территорий усилит активность предпринимательской деятельности в депрессивных районах и уменьшит уровень безработицы, в результате чего снизится объем выплачиваемых безработным средств.

Исходя из вышесказанного, если в Узбекистане создать, с учетом особенностей каждой области, территории предпринимательства, то это привело бы к уменьшению числа безработных. Следует особо подчернуть, что территории предпринимательства будут решать внутренние экономические вопросы, опираясь на местный капитал и рабочую силу. Также программа образования территории предпринимательства должна быть простой и понятливой и в ней основное внимание должно быть уделено системе поощрений и льгот.

Еще одной из высокоразвитых в отношении малого бизнеса и частного предпринимательства стран выступает Германия, где акцент на развитие этой отрасли и государственные механизмы, стремление к новым технологиям заслуживают пристального внимания. Не только в Европейском Союзе, но и во всем мире отмечается внимание, оказываемое в Германии развитию изучаемой сферы. В результате проведенных в стране в течении многих лет политических мероприятий доля малого бизнеса очень быстро росла. Именно результатом чудодейственной мощи малого бизнеса и частного предпринимательства в Германии можно оценить тот факт, что доля данной сферы за послевоенные годы возросла с 10% до 65 процентов[6].

Бурный рост малого бизнеса в Германии приходится в основном на 70-е годы прошлого столетия. К этому времени несколько активизировались малые предприятия, самостоятельно конкурирующие с крупными предпринятиями. Они в местных условиях были близко расположены к потребителям, основывались на производстве быстро меняющихся товаров и оказания услуг. Начиная с 80-х годов вклад крупных предприятий на рынке начал восстанавливаться.

Маркетинг малого бизнеса в Германии отличается от остальных стран четырьмя особенностями: внедрение инноваций быстрыми темпами; подготовкой действующих с учетом ситуации рыночных конъюктур кадров маркетологов; совместное обслуживание в едином сегменте с крупными предприятиями по снабжению составными и запасными частями продукции; налаживание отношений между крупными и малыми предприятиями на основе франчайзинга.

Будучи одной из ведущих стран мира, Германия выделяется своими особенностями в развитии малого бизнеса. Например, в масштабе региона занят инновационным бизнесом. Для того, чтобы обладать преимуществами в условиях острой конкурентной борьбы, зачастую они выделяются быстрыми темпами внедрения результатов научно-исследовательских работ, изобретений на своих предприятиях. В целях технологического поощрения в высших учебных заведениях налажена организация консультационных услуг. Снабженный изобретениями и инновациями малый бизнес обеспечивает конкурентоспосбность своих товаров на международной рынке. Объем расходуемых предприятиями средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на 1 работающего составляет: на малых предприятиях – 10,1 тыс. марок; крупных предприятиях – 8,9 тыс. марок; на средних предприятиях – 5,6 тыс. марок [7].

Кроме того, были проведены значительные реформы по техническому сабжению субъектов малого бизнеса. В качестве примера можно указать принятые государством и внедренные “Общая концепция науки и техники”, “Концепция наки и техники на малых и средних предприятиях”. В них большое внимание уделяется повышению квалификации занятых кадров, оказанию информационных и консультационных услуг в сфере новых технологий.

Еще одна особенность малых немецких предприятий – практическая подготовка кадров. Нанятые кадры нарду с выполнением своих прямых обязаностей активно участвуют в решении вопросов маркетинга, менеджмента, финансов и других сфер предприятия. Сами сотрудники в рабочее время собирают информацию о рыночной конъюктуре, помогают в решении вопросов цен, товарной политики. 4/5 сотрудников, обладающих знаниями, навыками и опытом о рыночной конъюктуре и адаптации к изменениям вней, о принципах деятельности предприятий в дальнейшем открывают свой бизнес.

Механизмы поддержки малого бизнеса и частного предпринимательства в вышеуказанных странах – США и Германии изложены только в общих чертах. Несомненно, обстоятельное изучение отдельных направлений и определение возможностей их использования принесут пользу для развития малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистан.

Использованная литература

1.“Перспективь развития Узбекистана в условиях мирового финансового кризиса” Сборник тезисов республиканской научно-практическая конференция. Т.: ТГЭУ, 2011. с-238.

2. Выступления президнта И. Каримова на собрании кабинета министров в олий мажлисе подводя итоги 2011 и перспективы направленные на социално экономическое развитие Узбекистана в 2012 году на тему. 2012 году будеть новым этапом для развития нашей родины. Учебные пособия. -Т.: “Ўқитувчи” НМИУ, 2012. с-223.

3. Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в повышении занятости населения. Материалы республиканской научно-практической конференции. -Т.: “Молия”, 2008., с-514.

4. Место и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в социально –экономическом развитии Узбекистана. Материалы республиканской научно-практической конференции. – Ташкент.2011.,с-52.

5. Место и значение малого бизнеса и частного предпринимательства в социально –экономическом развитии Узбекистана. Материалы республиканоской научно-практической конференции. – Ташкент. 2011., с-54.

6. Ostonov A.Yo. (2007). Occupancy of population in the field of small business and private enterprise. Written dissertation for defending PhD degree of economy. Тashkent, 2007.

7. Роль малого бизнеса и частного предпринимательства в повышении занятости населения. Материалы республиканоской научно-практической конференции. - Т.: “Молия”, 2008., с-340.

8. Annual Report on European SMEs 2013/2014 – A. Partial and Fragile Recovery

Final Report -July 2014. SME Performance Review 2013/2014.

9. Болтабаев М., Касимавой М и др. Малого бизнес и частного предпринимательства: Учебное пособие. - Т: ТГЭУ, 2011. с-333.

10. Knight, G.A. (2001). Entrepreneurship and Strategy in the International SME’, Journal of International Management, 7: pp.155-171.