Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Улимова Елена Александровна, МБДОУ «Детский сад № 29 «Журавушка
Нетрадиционные техники рисования приобрели особую популярность как среди детей раннего возраста, так и среди взрослых. Они просты и доступны, позволяют создавать интересные и необычные рисунки при помощи различных подручных материалов. Творческий процесс при использовании нетрадиционного рисования увлекательный и занимательный, он позволяет проявлять фантазию и воплощать в рисунке свое внутреннее восприятие окружающего мира.
В своей работе с детьми я использую различные нетрадиционные техники. Мы рисуем пальчиками и ладошками, печатаем по трафарету, пушистых и колючих животных создаем при помощи смятой бумаги, волшебные деревья и кусты появляются из кляксы, на которую мы дуем из трубочки, используем различные виды монотипии.
Хочу поделиться использованием простого, малозатратного и интересного метода, который я открыла для себя и своих воспитанников. В литературе редко встречается описание этого метода, да и названия как такового у него нет, поэтому я называю его «простой карандаш + ластик».
Мы привыкли, что рисунок создается карандашом, а ластик используется для устранения «ошибок». Здесь же объектом нанесения деталей рисунка является ластик. Им мы «протираем» изображение на затонированном простым карандашом листе бумаги. В такой технике мы рисуем снеговиков, веточки вербы, туманный серый зимний день, зайку, ромашки.
Предлагаю вашему вниманию конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы с использованием этой изобразительной техники. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Организованная образовательная деятельность – рисование.
Тема «Букет ромашек в вазе»
Цель: развитие творческих способностей детей.
Задачи: воспитывать любовь к природе, учить бережно к ней относиться;
продолжать знакомить детей с произведениями живописи- натюрмортами;
закреплять умения рисовать предметы в технике «простой карандаш + ластик»
Предварительная работа:
· дидактическая игра « Узнай цветок по описанию»;
· мультимедийная игра «Собери букет» (разработка автора);
· экскурсия на цветущий луг;
· рисование различных цветов в технике «витраж»;
· изготовление рамок для работ;
· украшение получившимися картинами групповой комнаты;
· разучивание стихотворений о цветах.
Материалы :ноутбук, проектор, слайд-фильм из фотографий луговых цветов, репродукций картин Петрова- Водкина К.С. «Утренний натюрморт» и Ван Гога «Подсолнухи») , лист альбомный формата А 4, простой карандаш, ластик, салфетки бумажные.
Ход НОД:
Воспитатель читает стихотворение, сопровождая его показом слайдов
Вот и настало лето,
Теплынь и благодать!
Цветов и трав букеты
Я буду рисовать.
Пойду с альбомом к речке,
В зеленые луга, Слайд 1 «Цветущий луг»
Где Иван- чая свечки , Слайд 2 «Цветы Иван-чая»
Где копны и стога.
Как сладко пахнет медом
И скошенной травой!
Замечу мимоходом
Цветочек полевой. Слайд 3 «Гвоздика- травянка»
И стебель серебристый,
Украшенный цветком,
Я нарисую быстро
В свой маленький альбом.
А на лесной опушке, Слайд 4 «Ромашки»
Ромашки расцвели
Кукует здесь кукушка,
Гудят, жужжат шмели.Слайд 5 «Шмель на ромашке»
Ползут в траве букашки,Слайд 6 «Божья коровка на ромашках»
Скользит по веткам свет.
Три белые ромашки
Украсят мой букет.
Чудесное приволье
В лесу и у реки.
Во ржи, в широком поле
Синеют васильки. Слайд 7 « Васильки»
Их нарисую тоже,
А рядом –колоски,
Чтобы припомнить позже
Все летние деньки.
Пропахшие цветами, Слайд 8 «Букет полевых цветов в вазе»
И зноем , и травой,
И подарю я маме
Рисунок летний свой.
Воспитатель: О каких летних приметах говорится в стихотворении? Вспомните и назовите их (дети называют летние приметы)
Воспитатель : Вот мы и погуляли по летнему лугу. И мне захотелось украсить нашу группу букетом из ромашек. Но я подумала, что если каждый человек будет рвать цветы, то их скоро не останется, и тем людям, которые придут на луг после нас, нечем будет любоваться. Природа требует к себе бережного отношения!
Ребенок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты-
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
Все деревья и кусты…..
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты-
Если мы сорвем цветы (Т. Собакин)
Воспитатель: Поэтому лучше мы нарисуем букет ромашек и украсим им групповую комнату Как называется картина, на которой изображаются фрукты, овощи, цветы в вазе?.(Натюрморт)
Ребенок:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу-
Знай, что это натюрморт!
Воспитатель: Давайте рассмотрим два натюрморта.(Слайд 9 «Картина Ван Гога «Подсолнухи»)
Вопросы:
Что изображено на картине?
Какие цвета использует художник?
Какое настроение создает у вас эта картина?
Вот перед вами еще один натюрморт. (Слайд 10 «Картина Петрова- Водкина «Утренний натюрморт»)
Вопросы:
Отличается ли это изображение от картины Ван Гога? ( Оно более «легкое», краски более прозрачные).
Воспитатель: Эта картина точно передает радостное настроение летнего утра.
Теперь и нам пришла пора нарисовать букет ромашек в вазе. Рисунок мы будем выполнять в технике «простой карандаш + ластик».
Помните, с чего нужно начинать работу? (Дети напоминают алгоритм создания рисунка).
Узоры на вазе тоже можно выполнить при помощи ластика.
А теперь приготовим наши руки для работы, разогреем их.
Пальчиковая гимнастика «Наши белые цветки» (Э. Богуславская)
(Ладошки сложены вместе, имитируют бутон цветка)
Наши белые цветки
Распускают лепестки. (Пальцы отводятся в стороны )
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Качание пальцами влево- вправо)
Наши белые цветки
Закрывают лепестки,
(Пальчики собираются вместе, образуют бутон.)
Головой качают, (Руки сгибаются в запястьях, «бутончик» покачивается)
Тихо засыпают. («Бутон» отклоняется в одну сторону)
Рано утром все цветки
Вновь распустят лепестки. («Бутон» раскрывается)
Дети приступают к работе. Рисование проводится в сопровождении «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.
Анализ работ.
Работа в свободной деятельности: изготовление ромашек из плодов ясеня и пластилина, из бумаги различными способами , оформление букетов для украшения интерьера группы, для подарков мамам.