Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование интеллект - карт при формировании лексического навыка в процессе изучения иностранного языка.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Богатырко Арина Олеговна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2023»  (июнь, 2023)
Количество просмотров статьи: 230
Показать PDF версию Использование интеллект - карт при формировании лексического навыка в процессе изучения иностранного языка.

Богатырко Арина Олеговна
преподаватель кафедры
«Иностранные языки и межкультурные коммуникации»
Уральский государственный университет путей сообщения,
Россия, г. Екатеринбург,
E-mail: arina.bogatyko@mail.ru

В современном мире основная цель обучения иностранным языкам сводиться к обучению говорению, что в свою очередь, невозможно без формирования лексического навыка. Лексический навык является базовым, необходимым и самым важным при изучении иностранного языка. Без формирования лексического навыка, невозможно обучение умению говорения [3; 15]

Современная методика преподавания иностранного языка предлагает различные способы и методы обучения. Педагогу, учитывая современные реалии, необходимо искать пути и способы для повышения эффективности своих занятий [6; 10]

Поиск новых способов и методов обучения, которые повышают эффективность усвоения студентами иноязычного материала различного уровня и объема, актуален для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях. Построение интеллект-карт предлагается в качестве одного из способов работы с иноязычным материалом. Большое количество педагогов придерживаются мнения, что конструирование интеллект-карт очень удобно и эффективно систематизирует и обрабатывает иноязычную информацию [7; 4].

Американский ученый Тони Бьюзен впервые разработал и использовал в 60-70 годах XX века — Mind Map, в переводе с английского означает — мыслительные карты (карты ума, интеллект-карты, карты памяти, ментальные карты, умственные карты). Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова Radiant — пускающий свет, лучи (лучистый). Главную мысль и идею данной теории описывает автор, следующим образом: «Каждый бит информации, поступающей в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, то есть базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит „информационные карты“, сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть» [2; 34].

Можно сделать вывод, что карты памяти (Mind Map) — это естественный продукт деятельности нашего мозга. С помощью составления и разработки таких карт, мы имеем возможность графически выражать процесс нашего мышления. Карты памяти дают возможность для изучения и раскрытия скрытого потенциала нашего мозга. Следовательно, данный метод можно применять в любой сфере человеческой жизни, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал личности [11; 69]

Тони Бьюзен разработал и систематизировал правила построения мыслительных карт:

  • Проблема имеет первостепенное значение и располагается в центре.
  • Идею можно изобразить с помощью рисунков и картинок
  • У каждой главной ветви — свой цвет.
  • При разработке карт необходимо использовать только цветные карандаши или маркеры.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и последующего порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви имеют изогнутую форму, они должны напоминать ветви дерева.
  • Каждая ветвь имеет одно ключевое слово.
  • На эффективность запоминания усвоения желательно влияют, использованные рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове [8; 87].

Мыслительные карты в процессе обучения иностранным языкам дают возможность:

  • Мотивировать изучать иностранный язык и использовать его как средство общения.
  • Сочетать на занятии все виды деятельности учащихся — индивидуальную, групповую и коллективную.
  • Разрабатывать и планировать процесс обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
  • Реализовывать дифференцированный подход в обучении.
  • Организовывать проектную деятельность и самостоятельную работу учащихся.
  • Научить обучающихся пользоваться различными источниками письменной и устной информации.
  • Развивать творческое мышление, интеллектуальные и интуитивные способности учащихся [9; 15].

Применение данной методики на занятиях иностранного языка активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает навыки самообразования и самоконтроля, повышает активность и инициативность на занятии, помогает в формировании информационно — коммуникационной компетентности [9; 154].

Исходя из всего вышесказанного, и учитывая современные стандарты образования в России, можно сделать вывод о том, что использование интеллект-карт при обучении может дать положительные результаты, потому что обучающиеся учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание учащихся, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Интеллект-карты являются простым и уникальным методом запоминания информации. В процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга, благодаря этому информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). Зрительные образы, которые используются при построении карт влияют на уровень запоминания материала. Когда человек слушает песню или разговор, он начинает автоматически выстраивать в уме элементы интеллектуальных карт, и тем самым пытается упорядочить информацию; при чтении книг, мы стараемся мысленно представить основные образы и соединить их между собой. Подобный метод работы с информацией, помогает увеличить эффективность работы мозга, дает возможность запомнить и упорядочить информацию [5; 19].

Составление интеллект-карт дает возможность воспринимать материал как единое целое, идеи носят понятный и четкий характер. Модернизировать, исправлять и расширять карты очень легко, главное идти от общего к деталям и прорабатывать каждый шаг. Материал, изложенный таким образом, быстро и легко запоминается, дает возможность многократного повторения и закреплению материала в памяти [12; 20].

Разного рода графические средства, такие как: символы, картинки, стрелочки, шрифт и цвет необходимы при составлении интеллектуальных карт. Для более удобного использование интеллект-карты, лист бумаги лучше располагать горизонтально, так будет больше места для самого рисунка и появятся возможности его расширить и модернизировать при необходимости. Главная идея располагается в центре листа, ее необходимо выделить цветом или графически акцентировать на ней внимание. Используя разные цвета, от главной цели ответвляются ветви, каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждую ветвь необходимо подписать, подбирая корректное ключевое слово, которое соответствует теме занятия. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. Мелкие ветви используются для «подтем» и деталей, данные ветви тоже необходимо выделить цветом и подобрать ключевые слова [11; 70]

Можно сделать карту подробной и расписать все детально, это оказывает влияние на усвоение всего материала и мелких деталей в целом. К дереву карты необходимо постоянно добавлять мелкие ветви, таким образом, реализуя принцип от общего к частному. Главная тема (общее) всегда располагается по центру и в стороны от главной темы идут более мелкие темы (частное). Ключевые слова необходимо писать печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Рисунки и символы необходимы, потому что правое полушарие головного мозга ориентируется не на слова, а на образы.

Беря во внимание все выше сказанное, можно сделать вывод, что интелект — карты очень удобный способ предостовления новой информации, а также они очень удобны на этапе повторения и закрепления пройденного материала. На мой взгляд, на занятиях иностранного языка особенно важно и удобно использовать ителлект-карты при формировании лексического навыка. Известно, что лексический навык представляет собой автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи [1; 231].

Лексический навык делится на рецептивный (в аудировании и чтении) и продуктивный (в говорении и письме) [10; 20].

Формирования лексического навыка очень сложный и постепенный процесс и включает в себя несколько этапов:

  • ориентировочно-подготовительный этап, на котором происходит знакомство с функцией слова, его значением, формальными признаками;
  • ситуативный этап , на данном этапе тренируется и усваивается слово;
  • вариативно-ситуативный этап, применение новой лексики на практике [4; 49].

Для меня как для преподавателя иностранных языков практическую значимость приобретает вопрос об организации процесса обучения с использованием интеллект-карт на занятиях иностранного языка в рамках определенной темы со студентами ВУЗОВ.

Базой для проведения исследования был выбран Уральский государственный университет путей сообщения, в данном университете придают большую значимость изучению иностранных языков и преподаватели постоянно находятся в поиске новых и нестандартных способов обучения.

Цель исследования — выявить практическую значимость использования интелект-карт на этапе изучения нового лексического материал на занятиях иностранного языка.

Всего 26 студентов первого курса электротехнического факультета приняли участие в исследовании. Студенты были разделены на две группы: группа 1 и группа 2. После проведения теста на знание грамматики и лексики английского языка, а также аудирования и устной беседы, было выявлено, что уровень иностранного языка в обеих группах одинаковый — «pre-intermidiate».

Было решено проводить исследование в рамках темы «Website development» c использованием учебника «Englich for Information Technology». Студенты обеих групп не были знакомы ранее с лексическим материалом для данной темы.

В первой группе обучение строилось традиционным способом и были использованы стандартные методы, способы и средства обучения. Преподаватель использовал раздаточный материал с печатным текстом и заданиями, объяснял и записывал новую лексику у доски, раздавал наглядный материал для работы над аудированием, работали в группах и самостоятельно с учебником. В конце исследования было дано задание составить презентацию на тему — «Functions and Features of websites».

Во второй группе студентам было предложено изучить новый материал с использованием интелект-карт. План занятий был составлен преподавателем специально для данной темы. В конце эксперимента студентам предлагалась нарисовать интеллект-карту на тему «Functions and Features of websites». В начале занятия преподаватель объяснил что такое интеллект-карты и для чего они нужны, показал примеры и попробовал совместно со студентами составить карты по определенной лексической теме. Перед студентами стояла задача — собрать всю необходимую лексику по теме и разделить ее на группы, связывая все графически. Под каждым словом или словосочетанием другим цветом было предложено написать перевод.

Проверя отчетные работы студентов из двух групп, можно сделать следующие выводы:

  • студенты первой группы хорошо освоили лексику новой темы и отработали ее в тренировочных упражнениях, знали перевод всех новых терминов и понимали и различали их на слух. Студентам данной группы было сложно составлять презентацию и монологическое высказывание к ней.
  • студенты второй группы в процессе составления интеллект — карт принимали активное участие, очень хорошо и более детально изучили и отработали новую лексику, соответственно усвоили весь необходимый материал. Вся группа успешно справилась с итоговым заданием.

Применение интеллект — карт при обучении иностранному языку помогло понять, что студенты могут расширить и улучшить свои знания, умения и навыки в процессе изучения иностранного языка. Студенты более активны и полностью вовлечены в процесс и проявляют творческий подход при выполнении заданий.

В заключении, необходимо отметить, что коммуникативная деятельность занимает центральное место в процессе овладения иностранным языком. Основная задача педагога развить умение общаться на иностранном языке. В процессе изучения любого иностранного языка этап формирования лексического навыка имеет первостепенное значение, поскольку лексика — это основа языка. Особенно актуальным на сегодняшний день встает вопрос об эффективности формирования лексических навыков. Разработано большое количество способов и методов работы с лексическим материалом, одним из эффективных и удобных является построение интеллект-карт [9; 173].

Целью исследования являлось изучение специфики работы с интеллект-картами и обоснованность применения интеллект-карт на этапе изучения нового лексического материал на занятиях иностранного языка. В ходе исследования были выявлены особенности использования интеллект-карт на занятиях иностранного языка и их положительное влияние на лексическую сторону речи. На основании результатов, полученных в ходе исследования можно сделать вывод, что из-за нескончаемого потока новой информации в современном мире разработка и использование интеллект-карт в обучении иностранным языка дает положительные результаты, так как учащиеся структурируют и запоминают новую иноязычную лексику для дальнейшего ее использования и воспроизведения. Мыслительные карты дают возможность развить внимание учащихся и их память, креативное и критическое мышление, а также дают возможность быть процессу обучения более интересным и плодотворным.

Список использованных источников

  1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — М. : ИКАР, 2009. — 448 с.
  2. Акименко, В. М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников [Текст] / В. М. Акименко // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7. — С. 34-37.
  3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Английский, немецкий, французский [Текст]: учебное пособие / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева, И.М. Андреасян и др. — Минск: «Тетра Системс», 2005. — 288 с. .
  4. Башкирцева, Е. Н. Некоторые практические вопросы работы над лексикой на средней ступени обучения : (на материале французского языка) [текст] / Е.Н. Башкирцева // Иностранные языки в школе : журн. — 2011. — N 4 — С. 47-55.
  5. Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. А. Бершадская // Пед. технологии : проф. журн. для технологов образования. — 2009. — N 3. — С. 17-21.
  6. Бим, И.Л. К проблеме планируемого результата обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе [Текст] / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 1984. — № 6. — C. 9 — 18.
  7. Бухбиндер, В.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам [Текст] / В.А. Бухбиндер, С.В.Калинина, и др. — М. : «Высшая школа», 1988. — 373 с.
  8. Бьюзен, Тони. Карты памяти: уникальная методика запоминания информации [Текст] / Тони Бьюзен, Джо Годфри Вуд ; [пер. с англ. О. Ю. Пановой] — М: «Росмэн», 2007. — 326 с.
  9. Бьюзен, Тони. Карты памяти: используй свою память на 100% [Текст] / Тони Бьюзен, Сюзанна Эббот; [пер. с англ. У. В. Сапциной] — М: «Росмэн», 2007. — 192 с.
  10. Елисеева, В.В. Лексикология английского языка [Текст] : учеб. пособие для студентов фил. факультета / В.В. Елисеева. — СПб.: СПбГУ, 2005 г. — 80 с.
  11. Иванов, П. П. Использование интеллект-карт в учебном процессе [Текст] / П. П. Иванов // Информатика и образование. — 2012. — № 2. — С. 68-71.
  12. Шамов, А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения — основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов, // Иностр. яз. в шк. — 2007. — № 4.- С.19-25.