Научно-техническое развитие современного общества является основной причиной компьютеризации современного образование. Это привело к тому, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся незаменимыми помощниками учителей.
ИКТ обладают не только доступом к большому количеству информационных ресурсов, но и необходимым потенциалом для развития самостоятельности и творческой активности учащихся. Таким образом, задача интегрирования ИКТ в образовательный процесс, наряду с другими современными педагогическими технологиями, такими, как проектная методика, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве и т.д., приобретает первостепенное значение.
Применение ИКТ на уроках иностранного языка имеет целый ряд преимуществ: позволяют реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, повысить мотивацию к изучению английского языка, сделать образовательный процесс более наглядным и посильным.
К основным средствам интеграции ИКТ в образовательный процесс относятся:
-
мультимедийный проектор;
-
интерактивные доски;
-
электронные учебники и справочники;
-
тренажеры и программы тестирования;
-
образовательные ресурсы Интернета;
-
CD-ROM, DVD-ROM, iTools;
-
интерактивные конкурсы;
-
мультипликация;
-
слайд-шоу;
-
презентации Power Point.
Интегрируя данные средства ИКТ в процесс обучения иностранному языку, можно эффективно решать целый ряд дидактических задач:
-
cущественно расширять состав и возможности всех компонентов образовательной среды;
-
формировать навыки и умения чтения, используя Интернет ресурсы разной степени сложности;
-
совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
-
совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения;
-
совершенствовать навыки письменной коммуникации;
-
пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка;
-
знакомиться с культуроведческими знаниями, включая речевой этикет, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
-
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся.
Для эффективной интеграции ИКТ в процесс обучения иностранному языку, учитель должен обладать соответствующей ИКТ-компетентностью:
-
уметь отбирать инструменты ИКТ и методы обучения, которые позволяют ввести ИКТ в учебный процесс;
-
рационально применять ИКТ в процессе обучения иностранному языку, принимая во внимание санитарно-гигиенические нормы и возрастные особенности учащихся;
-
следить за качеством работы учащихся и содействовать в достижении ими индивидуальных учебных целей и в повышении уровня знаний;
-
самостоятельно создавать ИКТ-продукты различной степени сложности и применять их;
-
эффективно использовать мультимедийные дидактические программы на различных этапах обучения и обеспечивать доступ к ним всем учащимся;
-
постоянно повышать квалификацию в области ИКТ, заниматься постоянным самообразованием, в том числе с привлечением интернет ресурсов.
Опыт работы продемонстрировал, что использование ИКТ технологий на уроках иностранного языка:
-
активизирует познавательную деятельность учащихся;
-
повышает мотивацию учащихся к изучаемому предмету;
-
обеспечивает доступ к новым источникам знаний и образовательным ресурсам;
-
позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся;
-
ориентирует учащихся на самообразование, саморазвитие;
-
позволяет привлечь личный опыт учащихся при работе над заданиями;
-
создает комфортную атмосферу на уроках.
Изложенные позиции позволяют сделать вывод, что грамотное интегрирование ИКТ в обучение иностранному языку в сочетании с соответствующей компетентностью учителя позволяет поднять образовательный процесс на качественно новый уровень.
Список литературы
-
Аникушина, Е.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: Методическое пособие. – Томск: В-Спектр, 2010 – 212 с.
-
Зенкина, С. В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на основные образовательные результаты/ С. В. Зенкина. – М.: Просвещение, 2007.– 260 с.
-
Семенюк, Э. П. Информатизация общества, культура, личность/ Э. П. Семенюк // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. – 1993. – № 1. – С. 6–14.