Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКЕ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Берещенко Надежда
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2021»  (июль, 2021)
Количество просмотров статьи: 222
Показать PDF версию ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФОНЕТИКЕ

Н. В. Берещенко

В данной статье рассматривается возможное использование в обучении иностранным языкам информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения, целью которого является повышение эффективности и качества обучения студентов.

Электронные средства обучения (ЭСО) — программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

— обучающие программные средства — обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;

— программные средства (системы) — тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;

— контролирующие программные средства — программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;

— информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение — формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;

— моделирующие программные средства предоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;

— демонстрационные программные средства обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

— учебно-игровые программные средства позволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);

— досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.

ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Целью изучения дисциплины «Теоретическая фонетика» является формирование умений: определять инвентарь фонологических единиц языка на сегментном и просодическом уровнях; характеризовать типы взаимодействия звуков в речевом потоке; различать региональные и национальные варианты фонемного состава изучаемого иностранного языка. Дисциплина «Теоретическая фонетика» изучается студентами 3 курса факультета иностранных языков специальности «Иностранные языки» в ходе проведения лекционных и семинарских занятий.

Наряду с лекцией, основной формой учебного процесса по дисциплине «Теоретическая фонетика» является семинар. Цель семинарских занятий — синтез изученной студентами литературы, соотнесение ее с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей студентов. Для обсуждения на семинарах рекомендуется выносить наиболее важные и сложные темы курса, знание и усвоение которых влияет на общую и профессиональную подготовку студентов, способствует развитию самостоятельного мышления. Подготовка к семинарам предполагает активную самостоятельную работу, которая исключает механическое заучивание материала, ориентирует студентов на глубокое понимание и осмысление его содержания, на свободное владение приобретенными знаниями.

Одним из видов работы на семинарских занятиях по теоретической фонетике является обсуждение докладов и рефератов, которые готовятся студентами по заранее предложенной тематике. Данный вид работы способствует привитию студентам навыков научной, творческой работы, воспитанию у них самостоятельности мышления. На семинар выносятся 4-5 докладов продолжительностью около 10 минут. Кроме докладчиков рекомендуется назначать содокладчиков и оппонентов для вовлечения в дискуссию большего числа студентов.

При подготовке и проведении семинарских занятий активно используются информационно-коммуникационные технологии и электронные средства обучения. Студентам предоставляется творческая свобода использования компьютера и ресурсов Интернет, которая в последствии будет оценена не только преподавателем, но и одногруппниками, у студентов просыпается живой интерес к познанию культуры изучаемого языка, его истории, традициям. В ходе подготовки к семинарским занятиям студентами активно используются программы Power Point и Coral Draw, студенты готовят доклады, а также проекты, аналитические обзоры. В презентациях, исследованиях и проектах используются таблицы, фотографии, карты, аудио и видео фрагменты, известные музыкальные композиции. Во время презентации слушающий максимально вовлечен в процесс обучения и познания, так как речь выступающего оснащена звуковыми и визуальными эффектами. Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения на семинарских занятиях по теоретической фонетике способствует повышению мотивации студентов к изучению дисциплины, а в некоторых случаях повышению самооценки студентов и укреплению их авторитета в коллективе, а также повышению качества преподавания теоретической фонетики.

Список используемых источников:

1 Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Бровко А. С. — URL: https://hodc-senno.schools.by/pages/elektronnye-sredstva-obuchenija-v-obrazovatelnom-protsesse. — Дата доступа: 25.06.2021.

2 Василина, В.Н. Эффективные формы и приемы проведения семинарских занятий по теоретической фонетике английского языка / В.Н. Василина // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам = Міжкультурная камунікацыя і прафесійна арыентаванае навучанне замежным мовам: материалы V Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 28 окт. 2011 г. / редкол.: В.Г. Шадурский [и др.]. — Минск : Изд. центр БГУ, 2011. — С. 72–73.

3 Методические основы обучения фонетике английского языка с помощью компьютерных технологий [Электронный ресурс] / А. В. Марченко — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osnovy-obucheniya-fonetike-angliyskogo-yazyka-s-pomoschyu-kompyuternyh-tehnologiy. — Дата доступа: 25.06.2021.