Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Изменившиеся социально-экономические условия диктуют необходимость формирования людей с принципиально иной психологией: активных, готовых к принятию самостоятельных решений, ответственных за результаты своей деятельности, существенно возросла роль нетрадиционного мышления. В школе организованы разнообразные формы учебной деятельности, оптимально учитывающие индивидуальные интересы учеников, дифференцированный подход к ним. Но при индивидуальной учебной деятельности страдает воспитательный процесс, в частности, потребность проявить себя в группе, определить свое место в коллективе, мало внимания на уроке уделяется формированию у учащихся навыков сотрудничества, взаимопомощи и общения в процессе достижения конечного результата. Подобный однородный подход к образованию чреват тяжелыми последствиями для будущей профессиональной деятельности выпускников, их жизни в социуме. Удовлетворить эти запросы можно, главным образом, предоставив условия для более активных контактов между учащимися в малых группах.
Предпринимая попытки найти выход из создавшегося положения, уделив большое внимание не только теоретическим проблемам содержанием процесса обучения, но и его организационных форм. В рамках решения этой задачи традиционная форма организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на работу с пресловутым «средним учеником», далека от оптимального варианта. Успешное решение возникших проблем возможно по средствам внедрения в практику современных педагогических технологий, нацеленных на развитие самоорганизации учебно-познавательной деятельности ученика (умение выбрать способы деятельности согласовывать и координировать свои отношения с другими, осуществлять самоконтроль) и широко использующих в своем арсенале групповых форм дифференцированного обучения. Психолого-педагогический потенциал групповой творческой деятельности представляет собой комплексное образование, включающее в себя широкий спектр социально-значимых качеств: рефлексивные умения школьников (самостоятельность, самопознание, самооценка), навыки взаимодействия (коллективное обсуждение, принятие совместного решения, распределение функций) и навыки взаимоотношений (ответственность друг перед другом, осознание себя в группе).
Из всех отношений, складывающихся между людьми, доминирующими являются производственные. Они как раз являются теми действенными отношениями, которых так не хватает в существенной практике воспитания школьника. Конечно, в условиях школьной мастерской, где группа (мини бригада) несет на себе значительную чисто учебную нагрузку, состоит из школьниц (рабочих) с низшей профессиональной квалификацией, говорить о высшей форме организации труда и производственных отношений еще нельзя. Но я считаю, что необходимо не только расширять и углублять технологические знания и трудовые навыки, но, главное, учить практике взаимоотношений и организации трудовых процессов в быту, в коллективе школьников.
Мои наблюдения показали, что при профессиональном психолого-педагогическом подходе в ходе групповой деятельности наряду с основанием технологических понятий создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности, для расширения поведенческого репертуара детей:
Есть основания считать, что самый прямой и эффективный путь решения названных выше проблем связан с внедрением в учебный процесс ряда педагогических технологий, включающих в себя групповые формы обучения или деятельности: дальтон технологии (лабораторные занятия), улучшить и повторить (в малых группах), мастерские.
Данные педагогические технологии, разработанные коллективом педагогов и психологов, были отобраны мной с учетом указанной авторами результативности их применения, подвергнуты изменениям и апробированы в процессе групповой деятельности учащихся на уроках технологии.
На практике я убедилась, что рациональное использование этих педагогических технологий способствует становлению и самоопределению личности учащегося. На этом пути «Технология» из заурядного школьного предмета может стать привлекательной для учащихся областью приложения своих способностей, существенно повышающий уровень обучения в целом.
Групповая деятельность создает определенные, специфические для групповой деятельности, трудности. Среди вопросов, актуальных на этапе апробации групповых форм обучения, необходимо выделить следующие:
При этом необходимо учитывать и склонность учащихся к воспроизводящей или творческой деятельности. Есть ученики, которые располагают достаточным запасом знаний, но творчески применять их в новых условиях затрудняются. Важную роль играют и общие качества группы: сплоченность, активность, лидерство. Учитывая это, особенно важно найти пути разрешения проблемы взаимоотношений и взаимодействий ученика и группы.
Моя практика показывает, что самый оптимальный вариант-это объединение в группы не более 3-4 учащихся. Но только через практический опыт учитель сможет определить наиболее эффективный вариант распределения учащихся в группы, учитывая свои возможности и психологические особенности учащихся, их готовности к групповой деятельности.
На мой взгляд, оценке должен подвергаться весь трудовой процесс в целом, все его этапы и все аспекты трудовой деятельности от целеполагания до оценки конечного результата:
Ни одна из указанных выше видов оценки сама по себе, в отрыве от других, не обеспечивает эффективного влияния на обучение и воспитание. Фиксированная (итоговая) оценка должна являться лишь обобщением, интеграцией парциальных оценок по всем аспектам, этапам, операциям.
Опыт показывает, что проблемы межличностного взаимодействия учащихся в групповой форме обучения сводятся к неумению правильно оценивать свою роль в данной группе, к отсутствию способов совместного взаимодействия. Особенно ярко это проявляется у учащихся 5-х классов, которые слабо готовы к групповой работы и технологически, и психологически. Период адаптации к данной форме деятельности у них протекает сложно и нередко вызывает разочарование.
С этой целью я апробировала следующие способы формирование активной позиции учащихся в группе:
1.Использовались стимулы: единый критерий оценок, организация соревнования между группами. Идея соревнования живет в учениках постоянно, их волнуют вопросы: у кого лучше рисунок, изделие и т.д.?
2.Осуществлялся контроль и взаимоконтроль. Автор готов научит учащихся оценивать правильность своих действий, своевременно определять и предупреждать свои ошибки. Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении самоконтроля и взаимоконтроля способствовало повышению точности работы, воспитанию самокритичности, требовательности школьников к результатам работы, к себе и членам группы.
3.Использование различных форм консультаций («учитель-ученик», «ученик-ученик»), групповое обсуждение. В ходе их поведения авторам опыта уделялось внимание формирование таких качеств, как способность и желание прийти на помощь, умение слушать, уважать мнение других, умение отстаивать свое мнение и признавать свои ошибки. Большинство учащихся 7-8 классов (72%) считают, что им нравится работать сообща, потому что «меньше страха, можно вместе разобраться в том, что непонятно, научиться тому, чего сам еще не умеешь, показать то, что у самого получается лучше».
Использование системы стимулирования деятельности учащихся способствовало укреплению их веры в собственные силы, осознание чувства собственного достоинства и чувства значимости, их стремлению к достижению более высоких результатов. Психологическое состояние «не могу» смещает свой акцент в сторону «надо попробовать», «у меня получиться».
Если ученик добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности, интерес направляется не только на предмет «Технология» но и на другие области познания.
Но нельзя игнорировать тот факт, что среди учащихся были и те, для которых работа в группе не стало привычной деятельностью. Наблюдение выявило личные недостатки этих учащихся, мешавшие им добиваться лучших успехов. Прежде всего, это невнимательность, медлительность, отсутствие усидчивости и сдержанности, пробелы в знаниях. Таких учениц немного, но они должны насторожить учителя.