Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Использование декоративно-прикладного творчества в реабилитационном центре

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Горбунова Ольга Юрьевна
Рубрика: Культурология
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2023»  (ноябрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 170
Показать PDF версию Использование декоративно-прикладного творчества в реабилитационном центре

Ольга Горбунова
Государственное Казённое
Учреждение Республики Хакасии
"Республиканский Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних" города Черногорска
E-mail: ou.gorbunova@mail.ru

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными, но и привлекательными по внешнему виду.

С раннего детства дети имеют возможность созерцать и чувствовать всю прелесть и неповторимость рукодельных работ, созданных руками мам и бабушек. Изготовление поделок, оформление жилище издавна считалось важным и нужным делом. К сожалению, многие дети, поступающие в реабилитационный центр, такой возможности не имели, так как воспитывались в асоциальной среде. Поэтому у них не развит эстетический вкус, творческая активность, отсутствует фантазия, трудолюбие и усидчивость, они имеют определенные эмоциональные и поведенческие нарушения.

Исходя из этого, работа кружка «Мягкая игрушка» ставит своей целью: укрепление эмоционально-психологического здоровья детей в процессе занятий; расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества при изготовлении мягкой игрушки.

Задачи:

— Познакомить с техниками изготовления мягкой игрушки и техниками декоративно-прикладного искусства; обучить этапами изготовления мягкой игрушки; формировать у воспитанников творческое мышление: ассоциативных образов, умение решать творческие задачи на повтор, вариации и импровизацию в изготовлении творческого изделия.

— Формировать аккуратность в работе и трудолюбие; укрепить веру детей в свои возможности, создать в образовательном процессе ситуацию успеха, развивающую способность к адекватной самооценке детей.

— Развивать коммуникативные способности у детей и подростков, формировать во временном коллективе творческое содружество; развивать художественно-эстетический вкус на примерах народного творчества, творчества современных мастеров.

Занятия в кружке проводятся три раза в неделю по 1 часу. В организации занятий соблюдаем санитарно-гигиенические нормы, проводим динамические паузы, используя музыку. Особое внимание обращаем на создание во время занятий непринужденной обстановки, обеспечивающей творческую деятельность воспитанников.

Дети в реабилитационном центре находятся ограниченное время, поэтому для эффективной деятельности на занятиях важно создать атмосферу доверия, внимания, заинтересовать воспитанников работой кружка. Для этого в мастерской необходим домашний уют: красивые шторы, цветы, декоративное оформление стен (веселый красочный клоун с веселыми шариками, на которых расположены расписание занятий, техника безопасности, технология изготовления игрушки) музыкальный фон на занятиях- это успокаивающе действует на психику подростка. Можно использовать просмотр выставочных работ детей ранее находящихся в центре. В изготовлении мягкой игрушки, использовать простые конструкции, так как ребята желают получить быстрый результат своей работы. Дать настрой на то, что первая игрушка, выполненная своими руками, станет ему подарком. Необходимо учитывать личное желание воспитанника при выборе модели игрушки. Для этого имеется соответствующая литература- книги, журналы, разработаны выкройки. Эти условия создают хороший стимул для детей, они с желанием, радостью изготавливают игрушку, при этом проявляется терпение, внимательность, аккуратность и старание.

На занятиях используются словесные методы обучения, работы с книгой, метод игры (на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения), наглядный метод обучения (картины, фотографии, чертежи выкроек, презентации). Для проведения занятий используются элементы технологии дифференцированного обучения (И. Унт).

Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему будут стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда, и имеет возможность работать на разных уровнях, которые выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап. Дидактическая задача- обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения; необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя обойтись (иными словами «завести мотор»).

Основной этап.- Усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку.

Итоговый этап- оценка работ, обобщение пройденного на занятии.

Психолого-педагогическая поддержка используется через принципы взаимодействия взрослого и ребенка на занятиях: создание комфортной атмосферы способствующей появлению новых идей, мнений, интересов, развития творческого начала, раскрытие своих индивидуальных возможностей, вселить веру в свои силы, в себя; создание климата взаимного доверия, психологической безопасности; восхищение каждой идеей ребенка.

Раскрытие творческого потенциала возможно только при наличии у воспитанников положительной мотивации на предлагаемую деятельность и обеспечение ситуации успеха. Важным моментом, побуждающим детей к деятельности, является мотив личной заинтересованности, оценка взрослым, оценка сверстников. Поэтому, используя показ, демонстрацию готовых изделий организовывая выставки в центре. Лучшие работы детей участвуют в городских и республиканских выставках.

Таким образом, можно отметить, что при создании комфортных условий, использования данной технологии, различных методов обучения, активного взаимодействия взрослого и ребенка на занятиях, решаются поставленные задачи. Воспитанники от занятия к занятию приобретают знания изготовления мягкой игрушки, раскрывают свой творческий потенциал, у них растет творческая активность, формируется интерес к декоративно-прикладному искусству. Вырабатывается усидчивость, терпение, развивается фантазия. А главное — обретается уверенность в своих силах, у них повышается самооценка, что влияет на положительные результаты реабилитации детей в центре.