Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Музыкаев Башлам Абдул-Халимович
Главный инспектор контрольно-счетной палаты Московской области
Аспирант государственного научно-исследовательского института
системного анализа счетной палаты Российской Федерации.
E-mail: muzykaev@gmail.com
Аннотация. В статье очерчивается круг вопросов относительно значения инвестиционной привлекательности региона в целях социально-экономического развития страны в целом. Отмечается, что только при правильной организации необходимых процессов становится возможным привести в движение в нужном для социума направлении достаточно сложный механизм привлечения инвестиций в регион.
Ключевые слова. Инвестиционный потенциал, региональная экономика, инвестиции, стратегия социально-экономического развития Российской Федерации.
Стратегия социально-экономического развития региона по своей сути является главенствующим направлением реализации «миссии» региона, и она должна органически вписываться в общую экономическую стратегию развития страны. Данная стратегия формируется на основе научно обоснованных программных документов, устанавливающих социально-экономические приоритеты развития региона. Она становится научной основой региональных программ инвестирования, и ее цель сводится к реализации упоминавшейся ранее «миссии» региона.
Таким образом, разработка стратегии и постановка задач экономической безопасности осуществляются на основе концепции регионального развития - совокупности взглядов относительно инвестиционной безопасности и, таким образом, преодоления различного рода социально-экономических проблем для достижения стоящих целей и задач развития региона в перспективе.
Финансовые механизмы реализации стратегии экономической привлекательности в регионе основаны на арсенале средств, способных не только оптимизировать бюджетный процесс в этом регионе, но и активно привлекать, а также обеспечивать действенную защиту инвестиционным ресурсам.
Даже пилотажное исследование ситуации в отдельных регионах позволяет прийти к выводу о том, что любое реформирование экономики сопровождается расслоением регионов по основным параметрам. Различия можно найти, например: в основных социально-экономических показателях глубины и темпов экономических реформ; наличии наиболее рельефных для данного региона сферах деятельности, подверженных коррупции и иным формам экономической преступности. Результатом такого рода негативных процессов в одних регионах может стать деградация подавляющего большинства сегментов социально-экономической сферы (при относительно благоприятной ситуации в других регионах). Такие контрасты в развитии регионов детерминируют социальную напряженность и углубление экономического кризиса. Все отмеченное негативным образом сказывается на темпах социально-экономических реформ по стране в целом. Следовательно, действенная политика экономической привлекательности, проводимая в регионах, позволяет противостоять названным тенденциям.
Региональная политика инвестиционной привлекательности должна абсорбировать в себя все основные теоретико-методологические положения общей региональной политики, призванной не только объяснять закономерности развития социально-экономической сферы, но и прогнозировать основные тенденции инвестиционного климата, находить в имеющемся арсенале средств обеспечения экономической привлекательности наиболее действенные.
В контексте излагаемого вопроса немаловажное значение приобретает типология и классификация регионов. Такого рода градация регионов, видимо, имеет не только теоретическое, но и практическое значение [1].
Реализация политики инвестиционной привлекательности в регионах предполагает разработку соответствующих программных документов, призванных определять основные направления соответствующей деятельности. Важную часть в реестре этих документов занимают краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, а также отдельные целевые программы обеспечения защиты инвестиционных программ. Такие документы зачастую не носят императивный характер, а призваны систематизировать представление о вероятном состоянии инвестиционной привлекательности в регионе на перспективу. При этом важность таких аналитических разработок трудно переоценить. Их содержание позволяет заинтересованным сторонам предусмотреть возможные «шероховатости» и «углы» всего процесса защиты инвестиционных программ при их реализации.
Используя различные классификации, широко представленные в специальной экономической литературе, регионы России можно сгруппировать по следующим основаниям[2]:
республики с хорошо развитой промышленностью;
области с богатыми природными ресурсами;
дотационные регионы, где пополнение бюджета осуществляется в основном за счет федеральных отчислений;
депрессивные регионы, где в основе экономики стоит легкая либо оборонная промышленность;
отдаленные от центра области.
Литература
Стародубровская И.В., Н.В. Зубаревич. Анализ региональной антикризисной политики. — М.: Изд-во «Дело» РАНХ, 2010. С. 156
Косарева Н.Б., Копейкин А.Б., Рогожина Н.Н. Развитие ипотечного кредитования в Российской Федерации — М.: Изд-во «Дело» РАНХ, 2010. — 256с.