Евразийский
научный
журнал

Интерактивные формы обучения диалогической речи на занятиях по устной практике английского языка в ВУЗе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шеремет Ольга Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2020»  (ноябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 272
Показать PDF версию Интерактивные формы обучения диалогической речи на занятиях по устной практике английского языка в ВУЗе

Шеремет О. И.
преподаватель, ГГУ имени Ф. Скорины,
Республика Беларусь

На сегодняшний день коммуникативная цель является ведущей целью современной методики обучения иностранному языку. В процессе достижения поставленной цели возникают проблемы, связанные с развитием умений диалогической речи. Диалогическая речь является преобладающей в рамках коммуникации. В процессе изучения иностранных языков наблюдается снижение у студентов мотивации в связи с многочисленными трудностями обучения. Это объясняет необходимость поиска методических приемов, которые помогут достигать практических результатов в овладении иностранным языком, и при этом сделать процесс обучения познавательным и увлекательным, учитывая возможности обучающихся.

Для развития познавательного интереса и реализации творческого потенциала современная методика предлагает использование интерактивных методов обучения на всех его этапах. Основной формой при этом выступает индивидуальная, парная и групповая работы, организуются ролевые игры, используется проектная деятельность. Преподаватель работает над созданием ситуаций образовательного общения, способствующими деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля. Основой интерактивных методов выступают принципы взаимодействия и активности обучающихся при обязательной обратной связи. Преподаватель же выполняет роль консультанта в работе студентов, создавая условия для проявления студентами инициативы.

Интерактивные методы предполагают взаимодействие, процесс диалога с собеседником. На первый план выходит именно диалог студентов друг с другом. Используя интерактивные методы обучения, преподаватель имеет возможность расширить способы подачи нового материала и закрепить уже изученное в более интересной форме.

В основе специфики формирования диалога лежат определенные трудности, обусловленные его характеристиками. Основными их них являются реактивность и ситуативность. Первая характеристика заключается в непредсказуемости общения, ход общения может изменяться в зависимости от реакции собеседника. В процессе общения говорящий зависим от партнера в выборе языковых и речевых средств. Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на занятии зависит от предлагаемой ситуации и понимания студентами речевой задачи общения [1, с. 179]. Таким образом, задача преподавателя заключается в создании учебных ситуаций общения, в рамках которых студенты могут использовать изучаемый языковой материал и моделировать диалог с учетом ответной реакции собеседника.

Чтобы создать учебную ситуацию, вызывающую речь, преподаватель должен продумать ее структуру. Прежде всего, она включает определенный отрезок действительности, предполагающий конкретное место и время действия. Далее, ситуация включает действующих лиц — собеседников, со всеми присущими им характеристиками и определенными отношениями друг к другу, влияющими на речевые намерения говорящих. Личностная ориентация положительно влияет на готовность студентов к активной учебной деятельности в процессе усвоения иностранного языка.

Наиболее адекватным приемом обучения диалогической речи являются различные формы драматизации ситуаций общения по аналогии с реальными, импровизации и ролевые игры.

Ролевые игры обладают рядом характерных черт. Основу таких игр составляет наличие проблемы. Обязательным компонентом является выступление собеседников в определенных ролях, посредством которых выражается их разностороннее отношение к поставленной проблеме и поиску ее решения.

Ролевая игра «оживляет» материалы, которые используются в учебных пособиях. Особенно это касается диалогов, которые часто представляют собой искусственный поочередный обмен репликами вне реальной ситуации общения и не затрагивающий коммуникативных потребностей студентов.

Правильно организованные ролевые игры способствуют созданию благоприятной психологической обстановки, формирующей готовность учащихся к речевому общению. В процессе проведения игры обеспечивается многократное повторение языкового материала, грамматических структур и речевых образцов. Такое повторение способствует успешному усвоению изучаемого материала.

На занятиях по практике английского языка все чаще используют метод проектов. Он предусматривает самостоятельную работу студентов по поиску информации по изучаемой теме, в то время как преподаватель выступает в роли координатора. Проект может разрабатываться как индивидуально, так и в паре или группе. Представление проектов и их обсуждение в группе активизирует знания студентов из разных областей. Автор проекта не только подбирает необходимую информацию, но и предлагает актуальные вопросы для обсуждения. Взаимодействие обучающихся во время подготовки и последующей дискуссии по теме предполагает реальное общение. Важно, чтобы тематика проектов была тесно связана с изучаемой в рамках программы обучения темой, была актуальной, представляла интерес для студентов и соответствовала уровню их обученности. Увлеченность проектом при условии продуманной идеи и актуальности темы помогает студентам преодолеть страх допустить ошибку, а также неловкость молчания из-за отсутствия идей и аргументов по обсуждаемой проблеме, что позволяет обучающимся с разным уровнем знаний принимать участие в общении.

Таким образом, применение таких форм работы как драматизация диалогов, ролевые игры, метод проектов позволяет существенно разнообразить процесс обучения диалогической речи на занятиях по практике иностранного языка. Студенты активно вовлекаются в процесс общения на изучаемом языке, представляющий собой модель реального диалога, усваивая при этом языковой материал и развивая продуктивные и рецептивные умения говорения и аудирования.

Список используемой литературы

  1. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 239 с.