Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Интерактивное взаимодействие при обучении иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): ГУД ВАЛЕНТИНА ГАВРИЛОВНА
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2021»  (январь, 2021)
Количество просмотров статьи: 872
Показать PDF версию Интерактивное взаимодействие при обучении иностранному языку

Гуд Валентина Гавриловна
ст. преподаватель
E-mail: gud_valentina@mail.ru

Вильковская Елена Владимировна
преподаватель

кафедра теории и практики английского языка
УО «ГГУ им Ф. Скорины»
г.Гомель, Беларусь

Подготовка высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста в сфере образования предполагает способность применять инновационные технологии в учебном процессе с целью развития и совершенствования профессиональной компетентности обучающихся.

В данной статье обратимся к проблеме использования интерактивных методов, как одного из видов инновационных технологий, успешно применяемых на современном этапе при обучении иностранному языку, а также предлагающего более широкие возможности использования в отличие от традиционных методов обучения.

Прежде всего, рассмотрим понятие интерактивности. «Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» —взаимный, «act» — действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь в рамках «преподаватель — студент» или «преподаватель — группа студентов (аудитория)». С точки зрения интерактивного обучения, диалог может строиться в режиме «студент — студент» (работа в парах), «студент — группа студентов» (работа в группах), «студент — аудитория» или «группа студентов — аудитория» (презентация работы в группах), «студент — компьютер» и т. д. Таким образом, в отличие от традиционных методов, интерактивные методы ориентированы на более активное взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом в процессе обучения.

В настоящее время интересными и познавательными интерактивными методами обучения иностранным языкам являются «карты памяти» и групповые дискуссии, позволяющие обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике и раскрыть творческие возможности студентов.

Приведём пример достаточно успешного интерактивного метода, представленного в современной методической литературе, который рекомендуем использовать на итоговых занятиях для закрепления изученного материала и для развития критического мышления студентов. Метод называется «Карта памяти» («Mind Mapping»). Работа организуется в малых группах. Участники обсуждения получают задание написать на карточках высказывания, суждения или ключевые слова по заданной теме. Затем они зачитываются вслух, поясняются и закрепляются на доске. Преимущество данного очень простого интерактивного метода состоит в том, что карточки с ответами могут быть упорядочены на доске по любым заданным признакам с построением разных ассоциативных цепочек. В процессе работы могут быть также выделены различные группы идей и связи между ними.

Второй пример, групповая дискуссия «Позиции», направлена на совершенствование навыков говорения в условиях языкового взаимодействия.

Для организации дискуссии участники становятся в центре аудитории. Студентам необходимо выразить свое отношение к высказанным преподавателем суждениям, заняв определенное место в аудитории. Один угол помещения отводится для положительных ответов студентов, а противоположный ему — для отрицательных.

После высказанного педагогом тезиса участникам дается немного времени, чтобы каждый из них мог занять соответствующий угол и сравнить свою позицию с позициями других участников.

Участникам могут задаваться вопросы, чем они могут обосновать свое положительное или отрицательное отношение к данному тезису. При этом возникает дискуссия. Только обсудив все важнейшие моменты, можно переходить к следующему тезису.

Если кто-то обнаружит, что его убедили аргументы представителей противоположной стороны, он может перейти на их позицию.

Указанные интерактивные методы обучения иностранному языку успешно применяются на факультете иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины» при преподавании таких дисциплин как «Иностранный язык для специальных целей», «Практика устной и письменной речи», «Дискурсивная практика», «Страноведение Великобритании» и «Страноведение США» с целью развития у студентов языковой компетентности и познавательной деятельности.

С целью выявления эффективности использования интерактивных технологий в обучении иностранному языку было проведено анкетирование студентов второго и третьего курсов факультета иностранных языков УО «ГГУ им. Ф. Скорины».

Анализ результатов показал, что интерактивные формы проведения занятий:

— пробуждают интерес и повышают мотивацию к изучению иностранных языков у 92 % студентов;

— способствуют эффективному усвоению учебного материала у 94% опрошенных;

— способствуют развитию самостоятельности и поощряют активное участие в учебном процессе у 87% респондентов;

— помогают более качественному изучению темы занятия у 90% студентов;

— формируют мнения и отношения, а также в последствии жизненные навыки у 79 % участвовавших в опросе.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие посредством интерактивных форм — это одно из успешных направлений организации учебного процесса, нацеленного на повышение эффективности занятий и мотивации к изучению иностранного языка, и в целом, развитие и совершенствование языковой и профессиональной компетентностей студентов языкового факультета.