Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Алфеев Александр Витальевич
магистрант
РАНХиГС при Президенте РФ
Тревожность — это индивидуальная личностно-психологическая особенность человека, которая определяется склонностью субъекта испытывать ощущение небезопасности.
Тревожность принято разделять на реактивную и личностную. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью как реакцией на определенную ситуацию или стимул. Личностная тревожность — это особенность личности, которая характеризуется устойчивой склонностью воспринимать большой круг стимулов как угрожающие. Ю.Л. Ханин отмечает, что высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта. [6]
Неадекватное чувство тревоги часто приводит к избегающему поведению, при котором субъект, порой неосознанно, предпринимает целую систему мер для того, чтобы оградить себя от ситуаций, в которых он предполагает испытывать неприятные эмоции. Индивиды, привыкшие к избегающему поведению, демонстрируют низкую способность добиваться жизненно важных целей. А. Арнтц и Г. Якоб [2] различают несколько видов дисфункциональных копинговых режимов поведения: режимы капитуляции, избегания, гиперконтроля и гиперкомпенсации. Большинство из этих режимов невыгодны для самого индивида, а какие-то являются опасными для окружающих людей.
Пациенты с высоким уровнем тревожности, демонстрирующие вышеописанные варианты дезадаптивного поведения, попадают под критерии МКБ-10 для тревожно-фобических (F-40), обсессивно-компульсивных (F42) и других тревожных расстройств (F-41). Данные расстройства нуждаются в психологической коррекции. [5]
Целью нашего исследования являлось изучение интегративного подхода в психологической коррекции расстройств тревожно-фобического спектра у взрослых людей. Данный подход представляет из себя сочетание суггестивных и когнитивных техник, направленных на поиск и коррекцию первопричины тревожно-фобического расстройства.
В ходе теоретического анализа нами были изучены работы И.П. Павлова, П.Жане, К.И. Платонова, Л.П. Гримака, П.И. Буля, Д. Бек, А. Эллиса, А. Арнтц и других авторов. В процессе изучения теоретических основ выявлено, что в основе расстройств тревожно-фобического спектра лежит дезадаптивная реакция на определенные стимулы. Проблемная реакция, определяющая сиптоматику расстройства, имеет диссоциативную природу и представляет из себя более или менее выраженное расщепление личности. Она включает в себя отделенный от основной личности набор воспоминаний, состоящий из образов и связанных с ними аффектов и когниций. Люди с тревожно-фобическими расстройствами в рестимулирующих ситуациях реагируют автоматически, впадая с состояние транса. Глубинные убеждения, лежащие в основе расстройства, амнезированы и связаны с определенным аффектом. Состояние аффекта не позволяет пациенту осознать ошибочность дезадаптивных убеждений.
Для экспериментальной проверки вышеописанных выводов нами был проведен опыт по моделированию дезадаптивного поведения в гипнозе [2 и 3]. В ходе эксперимента испытуемой внушалось бессмысленное действие в нескольких вариантах: без подкрепления, с положительным подкреплением и с отрицательным подкреплением. Опыт показал, что внушение, которое базируется на отрицательном подкреплении, реализуется гораздо быстрее и в полной мере. В результате внушенной амнезии, испытуемая не осознавала причины своих поступков и поэтому ее действия имели все признаки автоматизма по П. Жане, хотя внешне и выглядели как волевой акт. Эксперимент подтвердил диссоциативную природу тревожно-фобических расстройств. Эксперименты по искусственному созданию трвожно-фобических и иных расстройств проводились другими исследователями. Например, стоит обратит внимание на эксперимент Г.Ю. Иванова по искусственному созданию логогневроза [4].
На основе теоретического анализа была определена схема процесса психологической коррекции тревожно-фобических раcтройств, которая, в самом общем случае, представлена на Рис.1
Рис.1 Общая схема процесса психологической коррекции тревожно-фобического расстройства.
Эмпирическая часть нашего исследования проводилась на базе Психологического центра Олеси Фоминых, г. Москва. Нами было исследовано 15 пациентов: 13 женщин и 2 мужчин, средний возраст 27 лет. Диагнозы у пациентов: социальные фобии (F40.1) — 7 чел., аэрофобия (F40.0) — 2 чел., агорафобия (F40.0) — 2 чел., страх темноты (F40.2) — 1 чел., генерализованное тревожное расстройство (F41.1) + паническое расстройство (F41.0) — 1 чел., другое смешанное тревожное расстройство (F41.3) — 1 чел., смешанное тревожное и депрессивное расстройство (F41.2) — 1 чел.
Основная гипотеза исследования: в результате применения в процессе психологической коррекции данного сочетания суггестивных и когнитивных техник, реакция пациентов на рестимулирующие ситуации меняется с тревожно-фобической на нормальную.
Для поиска амнезированных событий и отреагирования аффектов использовались техники возрастной регрессии, предложенные К. Беньяном, [8] Р. Хантером, [9] Й. Расмуссеном [10]. Для когнитивной реструктуризации и формирования нового поведения использованы материалы из работ А. Арнтц, Г. Якоб [1] и С.В. Харитонова. [7]
В ходе исследования изучалось поведение пациентов с тревожно-фобическими расстройствами в рестимулирующих ситуациях. Для качественной оценки результатов исследования нами была разработана простая
По результатам исследования была написана выпускная квалификационная работа на тему: «Сочетание суггестивных и когнитивных техник психокоррекции в работе с людьми с высоким уровнем тревожности», научный руководитель д.п.н, проф. Деркач Анатолий Алексеевич.
Список литературы и других источников: