Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ткачев Денис Владимирович
Аспирант
Московской финансово-юридической академии МФЮА
Государство, как регулятор экономических процессов, для обеспечения устойчивости динамического развития экономики, развития рыночных отношений и достижения ожидаемых темпов экономического роста, обеспечивает надлежащее состояние правовой, экономической, финансовой среды. При этом государственное устройство в институциональном обществе предполагает триединство индивида (гражданина), гражданского общества и государства (Сажина М.А., 2006). По этой причине определяющее положение, как у источника государственного устройства, занимает именно государство.
В национальной экономике обеспечение необходимой экономической, финансовой, правовой среды является прерогативой государства. Государство, как субъект, определяющий конкретное государственное устройство, играет несколько ролей. Государство определяет экономические правила игры для всех субъектов экономики. Государство является самостоятельным экономическим агентом. Государство осуществляет контроль и мониторинг за функционированием экономической системы. Осуществляемая в рамках данных ролей деятельность обязательно носит закрепленный правовой характер, то есть в целях ее осуществления принимаются соответствующие нормативные правовые акты.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №
№
Как самостоятельный экономический агент государство проводит фискальную политику, реализует экономические государственные программы. Фискальная, или бюджетно-налоговая политика, представляет собой совокупность расходов государства и получаемых им доходов. В ходе ее осуществления происходят изъятия или инъекции денежных средств в национальной экономике, государство также в рамках бюджетных расходов выступает крупным заказчиком и покупателем производимых в стране товаров и услуг. В дополнение к этому, государством реализуются экономические программы, состоящие из определенного набора действий, мероприятий, нацеленных на достижение конкретных экономических целей. Также стоит отметить важность экспортно-импортной политики с иностранными контрагентами, странами, при которой государство самостоятельно осуществляет продажу и покупку определенных товаров и услуг. Основными нормативными правовыми актами для реализации роли самостоятельного экономического агента являются Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №
«О контрактной
Наконец, существует роль государства как института контроля и мониторинга в национальной экономике. Во многом установление правил игры влечет за собой и осуществление контроля за их соблюдением. Отсюда вытекает, что большинство нормативных правовых актов, помимо того, что определяют организационные и правовые основы деятельности экономических агентов, также подразумевают специальные инструменты, механизмы, правила контроля. Для этого чаще всего создаются уполномоченные органы власти наподобие Федеральной антимонопольной службы, прописываются соответствующие правовые нормы, реже привлекается помощь иных лиц и организаций. Нельзя и забывать про денежно-кредитную политику государства, которая нацелена на контроль за ключевыми экономическими показателями страны (уровень инфляции в стране, ключевая ставка процента, объем денежной массы в экономике). Реализация этих функций позволяет государству контролировать национальную экономику, поддерживать ее стабильность и устойчивость, корректировать основные параметры в условиях неопределенности, экономических кризисов. Примерами нормативных правовых актов, демонстрирующих реализацию государством данной роли, являются Федеральный закон от 10 июля 2002 года №
№
Таким образом, выделенные роли государства, которые оно играет
в национальной экономике, позволяют, во-первых, понимать характер и особенности государственного влияния на экономику страны, во-вторых, верно соотносить существующие и принимаемые нормативные правовые акты с теми целями и задачами, которые преследует государство. Наконец, взгляд на многообразие роли государства в экономике позволит обеспечить более грамотное правовое регулирование экономической политики и деятельности государства и его органов власти, повысит эффективность правового обеспечения, являющегося основой для государства как в роли самостоятельного экономического агента, так и в роли организатора единых экономических правил игры и контролирующего субъекта национальной экономики.
Литература
1. Сажина М.А. Государство в институциональной экономике // Государственное управление. Электронный вестник. 2006. № 9;.
2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. №
3. Федеральный закон от 22 июля 2005 года №
4. Федеральный закон от 4 мая 2011 года №
5. Федеральный закон от 25 февраля 1999 года №
6. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №
7. Федеральный закон от 10 июля 2002 года №
8. Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №
9. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года №
10. Федеральный закон от 18 июля 1999 года №