Евразийский
научный
журнал

Инновационные методики начального музыкального образования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Высоцкая Алла Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 3094
Показать PDF версию Инновационные методики начального музыкального образования

Высоцкая Алла Викторовна, Преподаватель специального фортепиано, ДМШ имени В.В. Андреева, E-mail: vine07@mail.ru, Россия г. Москва



методическая заметка

  

Радикальные экономические и социальные преобразования последних лет в России требуют от системы образования более гибкого опережающего реагирования на изменения в социокультурной среде адаптации к ним. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет 2 важнейшие образовательные – развитие музыкально-творческих способностей и формирование художественной культуры учащихся. В настоящее время в области начального музыкального обучения существуют 2 тенденции Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса --- педагогоическими инновациями Вторая – заключается в строгом следовании традиционным установкам Очевидно что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим тенденциям. Важнейшей задачей внедрения современных подходов в процесс начального музыкального развития детей является учет РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ОДАРЕННОСТИ учащихся и в этом смысле --- создание различных по уровню сложности методических разработок пособий репертуарных сборников для обучения. Система базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей и возможности применения строгих нормативных ходов в образовании учеников нуждается в обновлении. Уникальными в смысле представлении инновационных подходов к начальному музыкальному образованию можно считать методику дошкольного музыкального развития Юдовиной-Гальпериной За роялем без слез или Я== детский педагог и авторскую школу игры на фортепиано А Мельникова Рождение игрушки. В отечественной педагогике понятие обоснования инноваций в практике начального обучения игре на фортепиано была предпринята в сборниках В Корольковой Крохе—музыканту ч 1 2 Геталовой В музыку-- с радостью Альтермана 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет тетрадь 1 и 2 Старовойтовой Игра в игру на фортепиано и т.д. Методологическая основа этой работы – исследования по проблемам фортепианной педагогики в работах А Алексеева А Артоболевской Л Баренбойма А Гольденвейзера Я Мильштейна Г Нейгауза А Николаева Юдовиной-Гальпериной. Обновление и обогащение музыкально-педагогического репертуара на основе инновационных подходов к начальному музыкальному образованию способствует индивидуально-личностному развитию ребенка реализации его творческого потенциала. Развивающая функция музыкального репертуара современных учебных пособий обусловлена важнейшими критериями высокохудожественным содержанием доступностью педагогической целесообразностью и воспитательной направленностью. Успешность педагогической деятельности в работе с детьми определяется установлением творческого доверительного общения между учителем и учеником протекающим в форме интерактивного сотрудничества ,предполагающего уважение к ребенку и преодоление жесткого манипулирование его сознанием. Становлению ребенка способствует его эмоционально-личностное заинтересованное отношение к процессу освоения содержания современных учебно-методических пособий. Практическая значимость этой методической заметки определяется возможностью оптимизировать начальный этап музыкального воспитания и образования путем последовательного внедрения в учебный процесс современных инновационных технологий и теоретико-методических достижений ,обеспечить процесс взаимодействия педагога и ребенка на уроке .  

 

Заключение

Объективные и субьективные предпосылки кризисных явлений в теории и практике системы дополнительного музыкального образования связаны с наличием противоречия между устаревшими образовательными программами учебными пособиями и требованиями нового времени Одним из путей преодоления этих противоречий является осмысление инновационного потенциала современных учебно- методических пособий. В связи с изменившимися подходами к развитию личности ребенка очевидна необходимость анализа и систематизации современных инновационных теорий и методик нацеленных на оптимизацию учебного процесса в системе начального музыкального образования. Получение эффективных результатов в начальном обучении игре на фортепиано возможно благодаря комплексному внедрению инновационных технологий и методик развивающего обучения в начальном музыкальном образовании Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий для наиболее полного развития природного потенциала ребенка Такой подход к обучению ориентирован на выработку способов самостоятельного постижения знаний на обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования на формирование гуманистической направленности личности. Педагогические инновации внедряемые в процессе начального обучения игре на фортепиано будут способствовать совершенствованию музыкального образования при условии их гуманистиеской направленности и нацеленности на индивидуальное развитии личности ученика на более полную реализацию его творческого потенциала. Успешному внедрению педагогических инноваций в практику начального обучения игре на фортепиано способствует установление творческих доверительных отношений учителя и ученика осуществляемых в формах интерактивного сотрудничества ( эмоционального предметно-действенного игрового) в которых учитель выступает универсальным источником знаний носителем культурных норм и ценностей. Творческое применение принципов гуманистической педагогики и индивидуального подхода к учащемуся в процессе развития его психических интеллектуальных и нравственных качеств формирует его как самостоятельную думающую и действующую личность способную делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях. Необходим всесторонний анализ педагогических инноваций в музыкальном репертуаре с целью выявления его соответствия важнейшим оценочным критериям высокохудожественное содержание доступность доходчивость педагогическая целесообразность и воспитательная направленностью.

 

Литература

 

1.И С Аврамов К вопросу об обновлении фортепианного репертуара в современной ДМШ

2.А Д Алексеев История фортепианного искусства

3.Ш А Амонашвили Личностно- гуманная основа педагогического процесса

4.Б Л Березовский Деятельность педагога ДМШ и пути ее дальнейшего совершенствования

5.О А Геталова О путях развития гармоничной творческой личности

6.Г Г Нейгауз Размышления воспоминания дневники

7.Б Теплов Психология музыкальных способностей

8.Т Б Юдовина-Гальперина За роялем без слез