Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Информационные технологии в обучении иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шеремет Ольга Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2021»  (ноябрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 653
Показать PDF версию Информационные технологии в обучении иностранному языку

Шеремет Ольга Ивановна
преподаватель кафедры ТиПАЯ
ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель

Современные информационные технологии уже давно наразрывно связаны с процессом обучении иностранным языкам. Это «умные инструменты» (intellectual tools), опосредующие обучение и учение. Сфера применения информационных технологий в обучении языку необычно широка. Компьютер или планшет эффективно используются для ознакомления с новым языковым материалом, его тренировки и совершенствования умений и навыков. Новейшие технологии применяются в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых.

Все информационные технологии делятся на обучающие, развивающие, образовательные. Обучающие рассчитаны на систематическое и регулярное их применение учителем в решении коммуникативных задач. Развивающие технологии разрабатываются для активного совершенствования познавательных функций учащихся. Образовательные технологии предназначены для расширения познавательных ресурсов всех пользователей и удовлетворения их интеллектуальных запросов.

Внедрение информационных технологий преобразует учебную деятельность учащихся в более активную, конструктивную, интерактивную. Активность учебной деятельности в информационной среде объясняется тем, что учащиеся имеют возможность направить познавательный процесс в интересующее их русло. Она становится конструктивной в силу ее самоорганизации, когда цели и задачи, а также способы выполнения не навязываются учителем. Учение приобретает интерактивный характер за счет взаимодействия в интернет-сообществе пользователей со схожими интересами.

Новые тенденции в развитии интернета открывают безграничные возможности мгновенного доступа к постоянно расширяющимся ресурсам знаний. Интеграция технических устройств и, прежде всего, интернета и мобильной связи, открывает реальные перспективы постоянного online-присутствия пользователя в насыщенной информацией социальной среде с неограниченными потоками знаний. В этих условиях английский язык становится рабочим языком многокультурного виртуального социума.

Главная преобразующая функция современных информационных технологий в отношении английского языка заключается в том, что в виртуальной среде он становится повсеместно востребованной формой lingua franca (неродной язык для повседневного общения).

В современных реалиях обучение давно вышло за рамки учебной аудитории. Социальные сервисы в сочетании с информационно-справочными материалами, online переводчики, видео и подкасты делают интернет незаменимым учебным ресурсом.

Популярное сегодня дистанционное обучение английскому языку либо дополняет учебный процесс в классе, либо направлено на достижение специальных целей в соответствии с разнообразными потребностями учащихся. Эта система непрерывно развивается, и поставщики образовательных услуг все более активно ищут «свою аудиторию» вне зависимости от возраста. Цели и задачи определяются самими учащимися в зависимости от той социальной среды, в которой они живут и действуют, а также в зависимости от тех информационных потоков, которые формируют установки учащихся в виртуальном сообществе.

Главной тенденцией развития электронных технологий в обучении иностранным языкам является интеграция компьютера, мобильного телефона и интернета в единую информационно-коммуникационную среду. Использование информационных технологий в обучении закономерно ставит проблему информационной компетенции учителя иностранных языков, т. е. тех практических знаний современных возможностей компьютера и интернета, и связанных с этих умений, которые необходимы педагогу в его обучающей деятельности. Информационные технологии оказались настолько всепроникающими в обучении иностранным языкам, что обусловили существенные изменения в обучающей деятельности. Компетентный педагог, идущий в ногу с техническим и информационным прогрессом, владеет обучающими приемами с применением современных технологий.

Активное и уместное применение компьютера в процессе обучения иностранному языку представляется возможным и целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности. Использование современных информационных технологий позволяет успешно тренировать и совершенствовать умения и навыки во всех видах работ по обучению говорению, чтению, аудированию и письму.

Таким образом, изучение языков становится всё доступнее, и аудитория обучающихся постоянно увеличивается ввиду интенсивного развития технологий. Информационные технологии повышают мотивацию, расширяют обучающие возможности учителя и границы образовательного пространства, развивают познавательные возможности участников, насыщают педагогический процесс электронными ресурсами и уравнивают образовательные возможности представителей разных социальных групп.