Евразийский
научный
журнал

Импортозамещение в промышленности: проблемы и перспективы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 5369
Показать PDF версию Импортозамещение в промышленности: проблемы и перспективы
Старкова М.М.,
к.э.н., доц.
ФГБОУ ВО НИУ "МАИ", Москва, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены ключевые проблемы, которые не позволяют российским промышленным предприятиям реализовывать успешные стратегии импортозамещения. Показано, что оптимальное и рациональное импортозамещение следует рассматривать как долгосрочную перспективу развития российской промышленности.

Ключевые слова: импортозамещение, импортозависимость, санкции, промышленность, производство, экономическая стагнация.

Annotation. The article describes the key issues that do not allow the Russian industrial enterprises to implement a successful strategy of import substitution. It is shown that the optimal and efficient import substitution should be considered as long-term development of the Russian industry.

Keywords: import substitution, import dependence, sanctions, industry, production, economic stagnation.

Внешнее санкционное давление, контр-санкции, а также ограничение доступа к высокотехнологичным зарубежным решения весьма негативно влияют на развитие национального промышленного сектора. Так, например, по данным Федеральной службы государственной статистики индекс промышленного производства в России показал существенное снижение за последние пять лет на 5,6% (со 107,3% в 2010 году до 101,7% в 2014 году [4]). В 2015 году, несмотря на оптимистичные заявления представителей исполнительной власти, промышленное производство в Российской Федерации продолжало стагнировать и вполне вероятно, что данная тенденция сохраниться в 2016 году. Проблема текущей стагнации российской промышленности многоаспектна:

  • во-первых, российская промышленность недостаточно конкурентоспособна, и на внешних рынках более востребованы сырьевые товары, нежели промышленная продукция (исключение составляет сектор военно-промышленного производства);

  • во-вторых, на фоне санкционного давления и принятых контр-санкций многие промышленные предприятия столкнулись с необходимостью реформирования сложившихся деловых связей, что обусловило снижение объемов реализации продукции;

  • в-третьих, изменение учетной ставки ЦБР и ограничение доступа российских банков на внешние финансовые рынки обусловило рост стоимости заемных средств, привлекаемых для финансирования развития промышленных предприятий;

  • в-четвертых, внутренний рынок не способен обеспечивать потребности промышленности в новом высокотехнологичном оборудовании, поэтому, по данным Федеральной таможенной службы [6] порядка 50% оборудования импортируется российскими промышленными предприятиями из-за рубежа, что в условиях роста курсов иностранных валют увеличивает затраты предприятий на обновление основных фондов.

Не стоит также забывать и совокупности влияния отложенных негативных эффектов, которые являются и следствием структурных диспропорций в промышленности, и следствием неоптимального реформирования отраслей и сфер, и следствием значительного участия государства в реальном секторе экономики. В сложившихся условиях российские промышленные предприятия столкнулись с необходимостью изыскания внутренних резервов для сохранения устойчивого и обеспечения конкурентоспособного развития.

В январе 2015 года Правительством Российской Федерации был принят очередной антикризисный план [1], в котором стимулирование национального промышленного производства, обеспечение импортозамещения определяется наиболее важнейшей задачей. С другой стороны, прошедший год показал, что с организационной и экономической точки зрения национальный промышленный сектор не готов реализовывать стратегии развития, основанные на концепции импортозамещения, поскольку не обладает должными компетенциями и инструментарием:

  • слабо реализован опыт создания научно-производственных и производственно-промышленных кластеров, в большей степени доминирует традиционная жесткая конкуренция, нежели используются адаптивные формы сотрудничества и со-конкуренции;

  • отсутствует рациональный подход к организации импортозамещения (не полное и тотальное самообеспечение, но разумный отказ от импорта продукции, сырья, материалов, оборудования в тех сферах, которые уже в настоящее время способны это сделать с сохранением и приумножением экономических выгод);

  • недостаточная и относительно низкая инновационная активность в промышленном секторе (не более 8 – 10% всех промышленных предприятий осуществляют инновации [3]) не позволяет создавать технологичные решения, обеспечивающие замещение импортных аналогов и стимулирующие рост промышленного производства.

Консалтинговая компания KMPG, проведя исследование перспектив импортозамещения в Российской Федерации, опубликовала данные о том, что отдельные отрасли и сферы национального промышленного сектора более чем на 80% зависят от импорта, при этом пятая часть опрошенных представителей промышленного бизнеса считает, что полная реализация мер импортозамещения в соответствие с правительственным планом вряд ли возможна, поскольку весьма существенно упала покупательная способность национальной валюты [5]. Снижение покупательной способности национальной валюты весьма негативно сказалось на состоянии экономического потенциала многих российских промышленных предприятий, и в целом на потенциале роста всего национального промышленного сектора.

При этом федеральными ведомствами разработан перечень показателей допустимого уровня импортозависимости, в том числе и в сфере промышленного производства. Так, например, в фармацевтической промышленности планируется снизить импорт отдельных лекарственных средств со 100% до 50% к 2020 году. В обрабатывающих отраслях промышленности, и в частности, в сфере сельскохозяйственного машиностроения планируется сократить импорт двигателей с 80% до 20% также в течение ближайших пяти лет.

По общей оценке, Министерства промышленности и торговли совокупная стоимость мероприятий импортозамещения составит порядка 1,5 трлн рублей (в текущих ценах) или порядка 2% от ВВП.

Для достижения заявленных ориентиров необходимо не только оптимизировать структуру реального сектора экономики, но и обеспечить его высокую инвестиционную привлекательность. В трудах академика А.А. Акаева показано, что для обеспечения устойчивого и сбалансированного развития промышленного сектора необходимо реализовать правило "одной пятой и половины" [2]. Иными словами, это означает, что 20% отраслевой структуры национальной экономики формирует промышленное производство, но при этом в технологическом плане на 20% промышленный сектор должен быть образован высокотехнологичными отраслями и на 30% среднетехнологичными отраслями.

Высокая технологичность производства промышленной продукции – это одно из ключевых условий инвестиционной привлекательности промышленных предприятий в части реализации ими стратегии развития, основанной на концепции импортозамещения. Для того, чтобы повысить инвестиционную привлекательность российских промышленных предприятий в 2015 году были реализованы меры законодательного характера, ограничивающие доступ иностранных компаний к сфере государственных закупок, и дающие преференции для российских производителей.

Эти меры, с одной стороны, ориентированы на создание стимулов для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в российское промышленное производство, а также на создание стимулов для зарубежных компаний к локализации их производств в Российской Федерации, в том числе за счет создания кластерных структур, в которые будут входить и иностранные, и российские предприятия. С другой стороны, ограничение доступа импортной продукции на российские рынки и в сферу государственных закупок создает условия, в которых национальная промышленность не будет стремиться к повышению собственной конкурентоспособности за счет технологического обновления.

Кроме всего прочего, искусственное ограничение конкуренции создает предпосылки для дальнейшего замедления темпов научно-технического прогрессирования в промышленности, и, соответственно, во всех других отраслях и сферах.

Помимо структурных проблем, недостаточной инвестиционной привлекательности, российская промышленность также испытывает проблемы с кадровым обеспечением (прежде всего в части инженерно-технического персонала и квалифицированных рабочих). Нельзя забывать и о том, что в потребительской сфере сложился устойчивый стереотип недоверия к промышленной продукции российского производства.

Еще один важнейший момент, который может негативно влиять на процессы импортозамещения, связан со спецификой организации промышленного бизнеса. Так, например, для создания новой производственно-промышленной инфраструктуры требуется не менее 3 – 5 лет, на запуск и отладку новых производственно-технологических процессов может потребоваться ещё от 5 до 7 лет. Следовательно, национальный промышленный сектор в среднесрочной перспективе не сможет реализовать правительственные планы по импортозамещению.

В то же время на уровне отдельно взятых промышленных предприятий уже сейчас реализуются локальные решения по импортозамещению, которые не требуют государственной поддержки. В частности, в качестве примеров можно привести успешные решения в области импортозамещения в области пищевой, легкой, электротехнической промышленности, где производимые российские товары успешно конкурируют с зарубежными аналогами, в том числе и за счет того, что последние показывают более высокий уровень потребительских цен на фоне роста курсов иностранных валют. Также наиболее успешными в части импортозамещения являются предприятия, которые были еще до введения санкционных мер ориентированы на производство продукции и комплектующих, которые представляют собой равнозначную и более выгодную замену зарубежных аналогов. В остальных случаях доля импорта может оставаться значительно высокой долгое время как в конечной, так и в промежуточной продукции. При этом наиболее важной задачей представляется реализация мер импортозамещения именно в промежуточной продукции (материалы, комплектующие, оборудование, сырье пищевое и лекарственное и т.п.).

Но для достижения этой цели необходимо реиндустриализация и модернизация значительной части национального промышленного сектора. Таким образом, подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что:

  • импортозамещение в национальном промышленном секторе является объективной необходимостью в сложившихся условиях для сохранения экономической безопасности и в целях стимулирования развития российского промышленного производства на качественно новом уровне;

  • импортозамещение в промышленном секторе должно быть реализовано в двух направлениях: производство конечной продукции и производство промежуточной продукции. При этом аспект импортозамещения в части создания конкурентоспособной российской промежуточной продукции является наиболее важным;

  • ряд проблем (таких как: технологическая отсталость, низкая инвестиционная привлекательность, недостаточная инновационная активность, необеспеченность квалифицированными кадрами, стереотипы восприятия) не позволяют реализовать стратегии импортозамещения российским промышленным предприятиям уже в среднесрочной перспективе. Оптимальное и рациональное импортозамещение – это долгосрочная перспектива;

  • примеры успешного импортозамещения в сфере промышленности пока еще носят локальный характер, для получения системно-синергетического эффекта требуется масштабная модернизация и реиндустриализация промышленного сектора России.

Рассмотренная проблематика, имеющая место быть в настоящее время в национальном промышленном секторе, не является причиной для отказа от реализации мер по импортозамещению. Напротив, весьма важно, чтобы российские промышленные предприятия за счет повышения собственной инновационной активности начали осуществлять переход от традиционного к высокотехнологичному производству, что позволит представить рынку востребованную продукцию нового качества. Соответственно, это дает возможность российским промышленным предприятиям увеличить собственные экономические выгоды, обеспечить должный уровень конкурентоспособности и устойчивости развития.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства России от 27 января 2015 года №98-р "План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году"

  2. Акаев А.А. Среднесрочная импортозамещающая модернизация – пусковой механизм стратегии формирования инновационной экономики России. – М., 2011. – 28 с.

  3. Основные показатели инновационной деятельности // Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science...# свободный

  4. Национальные счета // Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/ свободный

  5. Перспективы импортозамещения через локализацию в России: ключевые выводы исследования KPMG // Официальный сайт KMPG [электронный ресурс] режим доступа http://amchamrussia.ru/_images/upload/KPMG_ImportSubstitution_Research.pdf свободный

  6. Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба электронный ресурс] режим доступа http://www.customs.ru/index.php?option/ свободный