Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Игровые технологии в детском саду

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Миронова Ирина Валерьевна, Сафронова Инна Александровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2016»  (январь)
Количество просмотров статьи: 12357
Показать PDF версию Игровые технологии в детском саду

Методическая разработка Сафроновой Александровны/Inna Safonova и Мироновой Ирины Валерьевны/ Mironova Irina, воспитателей МБДОУ ЦРР «Детский сад № 166», г.Воронеж, Коминтерновский р-н

В Большом энциклопедическом словаре понятие игры изложено следующим образом: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Таким образом, игра как отраженная модель поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем включает в себя различные сценарии жизни, в которых заложены основы саморазвития и самовыражения.

Выделяют следующие функции игры:

  • социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);

  • межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);

  • самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);

  • коммуникативная (любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);

  • диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);

  • игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);

  • коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);

  • развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).

Таким образом, игра - это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых в некоторой степени подготовленным, овладевая познавательной, трудовой, спортивной и др. деятельностями, в-третьих, игра самый демократичный вид деятельности, в которой равенство гарантируется ролевым распределением.

В условиях образовательно-воспитательного процесса игра приводит к ряду методических выводов: в любой игре присутствуют правила игры, в каждом определенном правиле заключается цель, а так же элементы импровизации при выборе оптимального варианта действий в жестких условиях.

Поэтому при подготовке любого типа игры необходимо учитывать ряд обязательных требований:

  • предъявлены четкие инструкции над конкретным видом работы;

  • определены критерии оценки всех видов работ;

  • созданы команды участников игры;

  • продуманы призы и награждения для победителей.

Немаловажную функцию в ходе организации игровой деятельности выполняет воспитатель. В период проведения игры воспитателю необходимо в совершенстве владеть следующими коммуникативными операциями:

  • умением задавать неожиданные вопросы и делать вид, что эти вопросы звучат случайно;

  • подготовить предположительные ответы на случайные вопросы;

  • умением читать истинный смысл поведения детей по «лишним» движениям и жестам;

Таким образом, рассмотрев кратко игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, можно сформулировать следующее:

  • результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих;

  • в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка;

  • игра позволяет приобрести внутреннюю свободу;

  • соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях. Теория игровых технологии в детском саду

Что такое технология?

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Виды педагогических технологий

  • «Здоровьесберегающая» технология

  • Технология «ТРИЗ»

  • Технология «Проблемного обучения»

  • Технология «Марии Монтессори».

  • «Игровая» технология и др.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

  • Концептуальность

  • Системность

  • Управляемость

  • Эффективность

  • Воспроизводимость

Концептуальность- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность– технология должна обладать всеми признаками системы:

  • логикой процесса,
  • взаимосвязью его частей,
  • целостностью.

Управляемость –возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность –современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость –возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит изтрех частей:

  • Концептуальная часть– это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

  • Содержательная часть– это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

  • Процессуальная часть– совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно:если некая система претендует на рольтехнологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.

«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Игра- одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.


Таким образом, игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению,игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры

  • развлекательная(это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

  • коммуникативная:освоение диалектики общения;

  • самореализацияв игре как полигоне человеческой практики;

  • игротерапевтическая:преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

  • диагностическая:выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

  • функция коррекции:внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

  • межнациональная коммуникация:усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

  • функция социализации:включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре

  • свободная развивающая деятельность,предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий,в значительной мере импровизационный, очень активныйхарактерэтой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятостьдеятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио нальное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил,отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности –

  • Целеполагание,

  • планирование,

  • реализация цели,

  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Структура игры как процесс –

  • роли, взятые на себя играющими;

  • игровые действия как средство реализации этих ролей;

  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

  • реальные отношения между играющими;

  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различныхпедагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Типология педагогических игр по характеру игровой методике

  • предметные,

  • сюжетные,

  • ролевые,

  • деловые,

  • имитационные

  • игры-драматизации

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.

Специфика игровой технологии

Игровая среда:

  • игры с предметами

  • без предметов,

  • настольные,

  • комнатные,

  • уличные,

  • на местности,

  • компьютерные

  • с ТСО,

  • с различными средствами передвижения.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Литература

  1. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.

  2. Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001.

  3. Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры», – М.: Новая школа, 1999.