Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Сатторова Дилшода Джовлиевна
Старший преподаватель
регионального центра повыщения квалификации
и переподготовки работников народного образования
при Термезском гос.университете.
Саматова Севара Менглимаматовна
Слушатель курса по переподготовке специалистов
учреждения дошкольного образования.
Регионального центра повышения квалификации
и переподготовки работников народного образования
при Термезском государственного университете.
Саматова Жамила Менглимаматовна
Студент 4-курса
факультета дошкольного образования
Термезского государственного университета
Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и.т.д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, — их называют творческими или сюжетно — ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности, взрослых Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта и.т.д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе.
Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников — рисованием, лепкой, конструированием и.т.п. Несмотря на различные средства отражения впечатлений в жизни, мыслей, чувств, эти виды тетской деятельности имеют много общего: можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. Основной путь воспитание в игре — влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Тема игры — это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Игра с куклами в дочки- матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважения к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подавливающее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность это вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его товарищ. Задача педагога — воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. Успех руководства игровой деятельностью в значительной степени зависит от того, удается ли связать ее с трудовой активностью детей. Стремление ребенка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они и были.
Для воспитания детей в игре очень важны также подбор готовых игрушек, обдуманный способ их использования и хранения. Для творческой игре, прежде всего, необходимы игрушки, передающие образ человека, животного, изображающие различные предметы, машины. Игрушка часто побуждает к игре, помогает осуществить задуманное, вызывает у ребенка добрые чувства. Игра всегда может оказаться неожиданной для педагога. Поэтому, кроме ориентировочного плана, педагогу рекомендуется вести ежедневный учет своих достижений, трудностей, недостатков и планировать работу на каждый следующий день.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируется многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.
Патриотическое и интернациональное воспитание
Патриотические и интернациональные чувства только зарождаются в дошкольном возрасте, и хотя они еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности гражданина. Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма и интернационализма считает игру. Ее особое значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Н.К. Крупская рекомендовала знакомить детей с интересными национальными играми, ибо игра повышает интерес ребят разных национальностей друг к другу, к жизни и культуре разных народов, воспитывает уважение к ним. Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжении многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Поэтому в младших и средних группах детского сада должны быть созданы условия для игр в дочки- матери, семью, детский сад.
Патриотическое воспитание старших дошкольников строится уже на ознакомления их с традициями родного села, города, края при максимальном использовании краеведческого материала. Детей знакомят также с героическим прошлым нашей страны и с ее настоящим: успехами космонавтики, строительством гигантских магистралей, электростанций. Полученные знания и впечатления отражаются в играх детей, в которых они строят родной город, ездят по его достопримечательным местам, строят БАМ и.т.д. Руководя такими играми, важно навести ребят на мысль о том. Что на самых больших стройках нашей Родины в тяжелых климатических и бытовых условиях трудятся дружно и русские, и украинцы, и узбеки, и латыши... Благодаря их самоотверженному труду вырастают новые города, появляются электростанции, дороги. И все это для того, чтобы все люди жили еще более радостно и счастливо, чтобы стала наша родная страна еще сильнее и могущественнее.
Воспитанию симпатии к сверстникам разных национальностей, а затем и дружеского отношения, уважения к людям всех наций и народностей нашей страны, к трудящимся других стран способствуют игры по мотивам художественных произведений, в которых рассказывается о детях разных народов. Например, по книге С. Баруздина «Большая Светлана», А. Членова «Как Алешка жил на Севере» и др. Изображая труд людей разных национальностей, ребята уже начинают понимать, что всякий труд всех народов нашей страны имеет общую цель — благополучие людей, процветание Родины. На содержание подобных творческих игр оказывают влияние народные сказки, которые рассказывает детям воспитатель, эмоциональные рассказы педагога о людях разных национальностей, ознакомление с музыкальным искусством народа, просмотр соответствующих диафильмов и диапозитивов, переписка со сверстниками из другой республики.
Педагог, руководя играми, направленными на воспитание детей в духе интернационализма, активно участвуя в них, тем не менее, не должен навязывать детям своих идей, своего замысла, но он обязан заботиться об обогащении содержания игр и для этого подбирать и преподносить детям определенный познавательный материал, должен помочь своим воспитанникам использовать в игре имеющиеся у них впечатления и знания, помочь подобрать и если нужно, то сделать необходимые атрибуты; важно создать условия для участия в игре всех детей группы.
Характерной особенностью игр с интернациональным и патриотическим содержанием является их связь с занятиями, строительными играми, изобразительной деятельностью и с трудом.
Использованная литература