Евразийский
научный
журнал

Игра - важная часть жизни ребёнка дошкольного возраста.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Аринушенкова Татьяна Юрьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2305
Показать PDF версию Игра - важная часть жизни ребёнка дошкольного возраста.

Аринушенкова Татьяна Юрьевна,
студент - магистрант,
Россия, Калуга,
калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,
E-mail: arinushenkova@bk.ru

Перестройка жизненного уклада, переоценка ценностей, произошедшие в обществе, вызвали повышение родительских требований к образованию дошкольника. Родители, как правило, считают, что их детям предстоит жить в обществе более жестком, требующем высокой квалификации и менее гуманном, основанном на борьбе за выживание. Такая позиция взрослых приводит к недооценке дошкольного детства как особой поры радости, обесцениванию собственно детских увлечений, таких, как рисование, танцы, музыка и игра.

Одними из первых квалифицировавших игру как педагогическое явление были Я. А. Коменский, Е. А. Покровский, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель. Они подчѐркивали, что именно в игре ребѐнок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал.[2,с.19]

Требования ФГОС ДО не могут идти в противоречии с законами развития ребенка-дошкольника. Стандарт дошкольного образования в называют «Стандартом условий». Основной посыл ФГОС ДО — амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому на третий раздел Стандарта — «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» педагогам следует обратить особое внимание. Именно в этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, называются:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит — успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.[6]

Игра — это деятельность, которая изображает отношение личности к миру, что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния на окружение, потребность изменить окружение. Когда у человека возникает желание, которое невозможно сразу реализовать, создаются предпосылки игровой деятельности.

Значение игры для формирования личности трудно переоценить. Не случайно Л.С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития».

В игре как в ведущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время.

Не выигрывать, а играть — такой есть общая формула, мотивация детской игры. (О.М. Леонтьев).[1]

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками и, по выражению Д.Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вместе». Постепенно общение между детьми становится более продуктивным и интенсивным.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.[5] Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны товарищей по игре. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно. К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение, образцы становятся более обобщенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Но происходит не только расширение круга мотивов. Формирующаяся произвольность поведения облегчает переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам-намерениям, стоящим на грани сознательности.

Развитая ролевая игра дает средства для передачи чувств и разрешения конфликтов. «Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу».

Будучи внешне непродуктивной деятельностью (нет явных непосредственных результатов, как-то усвоение знаний при обучении или изготовления определенных вещей в труде), игра направлена на физическое и психическое совершенствование детей.

Литература:

  1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович.- Питер, 2009. — 400 с.
  2. Головченко И.А ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] / И.А. Головченко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 26. С. 19-22.
  3. Евдокишина О.В. Влияние Игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста[Текс]: / О.В. Евдокишина // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. 2015 № 2(51). С. 205-207.
  4. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. —Дрофа, 2010.- 176 с.
  5. Смирнова. Е.О., Рябкова, И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника [Текст] / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 62-70.
  6. http://www.maam.ru/detskijsad/igrovaja-dejatelnost-v-uslovijah-fgos.html