Евразийский
научный
журнал

Игра как средство всестороннего развития и воспитания ребенка.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Киселева Елена Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2279
Показать PDF версию Игра как средство всестороннего развития и воспитания ребенка.

Киселева Елена Ивановна,

воспитатель,

МБОУ "Основная общеобразовательная Песчанская школа", дошкольная группа,

Россия, Старооскольский район, с.Песчанка, 2015г.

Игра является одной из важнейших деятельностей ребенка дошкольного возраста, которая помогает познавать мир во всех его проявлениях, это особое средство передачи детям общественного опыта, форма организации жизни и деятельности детей, воспитания, обучения и отдыха. Многие заслуженные педагоги занимались данным вопросом. Н.К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив[2,25]

Игра имеет 2 основные цели: 1)Познавательная–дети учатся чему-то новому, выбирают способы действия с предметом; 2)Воспитательная–выражается в способах сотрудничества, общения и взаимоотношения с другими детьми и взрослыми.

Особенность игры в возрасте 2-4 лет в том, что дети не умеют играть самостоятельно или с другими детьми вместе. Обычно это бесцельное катание машинки взад-вперед, перекладывание предметов, быстрая потеря интереса к старой игрушке. Важным педагогическим моментом в данной ситуации является создание условий для развития игры детей, подбор игрушек и участие в игре [4,16]

Многие исследователи выделяют 2 крупные категории: сюжетно-ролевые и игры по правилам (дидактические, обучающие, подвижные, настольные) [5,13]

Сюжетно-ролевые игры - разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка. В таких играх ребенок впервые усваивает способы действий с предметами, отрабатывает последовательность действий. Сначала игры должны быть простыми и понятными - как кормить куклу, одеть мишку. Постепенно с накопленным опытом сюжеты усложняются, добавляются роли и взаимоотношение героев игры[1,19] Игра выполняет важную для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить способы для решения поставленных задач, преодолевать трудности.

Применение дидактических игр также важно в воспитании детей. Данная категория игр направлена на умственное развитие детей (в процессе дети овладевают определенными умениями, приобретают новые знания, закрепляют их, пробуют их на практике). Игра должна оставаться игрой, т.е. быть не только поучительной, но обязательно увлекательной и интересной. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: составить матрешку, подобрать детали по цвету, размеру, обыграть полученный образ. Также к дидактическим играм относятся словесные. Например, песенки, стишки, прибаутки, сказки[3,23]

Нельзя забывать и про игры активные, которые являются хорошей разминкой, обеспечивают выход энергии, поддержание здорового образа жизни.

Для всестороннего развития ребенка лучше всего использовать комплексные методики. Они должны включать как познавательную, так и эмоциональную составляющие образовательного процесса.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения.

Литература:

  1. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2009

  2. Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. — Пед. соч., т. 6

  3. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина. – М.: Просвещение, 1974

  4. Фопель К. Игры с детьми // Дошкольное образование 2005 , №7

  5. Эльконин Д. Б Психология игры 2-е изд — М. 1999