Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Игра, как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бородина Елена Ивановна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2835
Показать PDF версию Игра, как средство воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Бородина Елена Ивановна

Культурно-гигиенические навыки закладываются в самом раннем возрасте, в то время, когда нервная система ребенка еще пластична, а действия, которые связаны с приёмом пищи, одеванием, умыванием повторяются изо дня в день. Навыки самообслуживания играют большую роль в развитии личности ребенка, так как способны резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой один из самых больших шагов на пути к его независимости.

Гигиеническое обучение и воспитание играет большую роль в охране и укреплении здоровья ребенка, поскольку воспитание культурно-гигиенических навыков нацелено именно на укрепление здоровья ребенка. В то же время оно решает такую важную задачу, как воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом и психическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. «Одной из главнейших задач детского сада, - писала Н.К. Крупская –является привитие ребятам навыков, которые будут укреплять их здоровье. С самого раннего возраста необходимо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее».

Перевоплощение навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определенных условиях. Привычки в отличие от навыков не только дают возможность выполнения того или иного действия, а обеспечивают сам факт его существования. Привычки, которые были приобретены ребенком, сохраняются на протяжении длительного времени и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые привычки приобретают устойчивый характер и довольно тяжело поддаются перевоспитанию.

С целью облегчения процесса освоения культурно-гигиенических навыков, я прилагаю все усилия, для того, чтобы этот процесс не только наиболее доступным, но также интересным и привлекательным для ребенка раннего возраста. И делать стараюсь это педагогически тонко, ненавязчиво. При этом, мною учитываются возрастные особенности детей 3-го года жизни, а именно, стремление к самостоятельности.

Так же, мною учитывается тот факт, что дети третьего года жизни, овладевая новыми навыками, довольно часто превращают собственные действия в игру. Из собственного опыта, я могу утверждать, что самым эффективным способом усвоения новых навыков является- игра.

Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения в своей работе с детьми использую коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры- инсценировки. Они помогают выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком группы.

Через игры-занятия в увлекательной форме я не только раскрываю содержание требований в необходимой последовательности, но и связываю эти требования с конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное отношение к их выполнению в повседневной жизни.

Главным критерием отбора игр является доступность восприятия и наглядность (яркие цвета, простые формы игровых элементов). Так как у детей раннего возраста концентрация внимания довольно низкая, игры должны проводиться в небольшом временном интервале.

Особое внимание следует уделять интерактивности, максимальности вовлечения детей в игровой процесс для большей заинтересованности.

Дети должны понимать, что если они регулярно будут соблюдать правила личной гигиены, то окружающие будут проявлять к ним уважение и возникнет представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими людьми.