Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Готовность личности к самообразованию

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нагоева М. А.
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2018»  (январь, 2018)
Количество просмотров статьи: 4081
Показать PDF версию Готовность личности к самообразованию

Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru

Г.Н. Сериков отмечает, что самообразование человека происходит на основе состоявшегося (достигнутого) уровня готовности к самообразованию [1]. Таким образом, самообразование напрямую зависит от практической готовности к ней. В энциклопедических словарях слово «готовность» имеет различные трактовки. Так, Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля характеризует «готовность — как состояние или свойство готового к действиям человека». В словаре С.И. Ожегова под готовностью понимается «состояние, при котором человек все сделал, готов для чего-нибудь». В Большом энциклопедическом словаре готовность определяется как «подготовленность к чему-либо, способность что-то сделать». Можно сделать вывод, что готовность — это состояние человека, подготовленного к выполнению какого-либо дела. В нашем исследовании мы определяем готовность как свойство (качество) личности.

Что же такое «готовность к самообразованию»? А.К. Громцева определяет готовность к самообразованию как результат овладения личностью всеми компонентами самообразовательной деятельности: мотивационный, организационный, оценочный, процессуальный, энергетический [2]. Г.М. Коджаспирова рассматривает готовность к самообразованию как интеграцию компонентов: когнитивного, мотивационного, процессуального, организационного, нравственно-волевого [3]. По нашему мнению, наиболее полно понятие «готовность к самообразованию» раскрывает Г.Н. Сериков, рассматривая его как комплексную характеристику, в состав которой входят эмоционально-личностный аппарат, личностные знания, умения работать с источниками информации, организационно-управленческие умения. Готовность к самообразованию — интегративное состояние (характеризующее её способности осуществлять самообразование), в котором она пребывает в конкретный момент времени [4].

С нашей точки зрения, развитие умений и навыков самообразовательной деятельности определяет готовность к самообразованию, восприятию изменений, возникающих в мире новых знаний. Такая готовность начинается с первых дней обучения человека. Однако эта задача, даже в стенах высшего учебного заведения, решается слабо, отсюда возникает ряд вопросов. Как создать стимулирующуюся образовательную среду? Каким умениям и навыкам самообразовательной деятельности следует научить? Как научить самостоятельно пользоваться разнообразными источниками информации (от печатных до современных компьютерных средств)? Как совершенствовать самообразовательную деятельность в условиях меняющихся ориентиров?

Мы считаем, что готовность к самообразованию формируется в ходе специальной технологии организации самостоятельной учебной деятельности и означает способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях.

Литература:

  1. Медведев И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3 С.42-46.
  2. Конев Д.В., Овечкин В.П. Основания и условия формирования компетентности самообразования студентов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2 С.157-162.
  3. Шуклина Е.А. Теоретико-методологические основания социологического изучения самообразования// Социс. 2011. № 6. С. 88-92.Медведев И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура // Образование и наука. 2012. № 2 С.32-42.
  4. Рубан А.В., Хазова С.А Психолого-педагогические условия формирования аксиологической компетентности курсантов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 3 (183) С.74-80.