Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Юсупов Магомед-Салах Геланиевич
Студент Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации, г.Москва
E-mail:magomed6@email.ru
В современных условиях возрастает роль государственного финансового контроля, как инструмента обеспечения стабильности и развития экономики.
Государственный финансовый контроль в РФ представляет собой систему мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств.
Государственный финансовый контроль направлен на обеспечение своевременной и полной мобилизации финансовых ресурсов государства.
Выделяют внешний и внутренний государственный финансовый контроль.
Рассмотрим органы внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Органы внешнего и внутреннего государственного финансового контроля РФ
Таким образом, внешний государственный контроль осуществляется органами, которые образованы законодательной властью, внутренний - исполнительной властью.
В результате проведения контрольных мероприятий в России в 2014 году было выявлено следующее.
Общий объем финансовых нарушений в 2014 году увеличился по сравнению с 2013 годом на треть.
В целом выявляется достаточно большой объем нарушений – более 1 трлн. рублей. При этом позитивно изменилась структура выявленных нарушений.
Если раньше они носили преимущественно имущественный характер, то на сегодняшний день они связаны с финансовой деятельностью. Всего было проверено расходование более 15 трлн. рублей средств федерального бюджета. Количество контрольных мероприятий снизилось на 17%, что говорит о том, что усилия были сконцентрированы на наиболее важных проверках.
По итогам работы Счетной палаты, главного контролирующего органа, было выявлено, что ведомство стало реже проводить проверки. В 2014 году было проведено 445 контрольных мероприятий, а в 2013 – 470. Соответственно, несколько снизился и объем найденных нарушений: в 2013 году общая сумма составила 722,9 млрд., а в 2014-м – только 524,5 млрд. рублей. Снижение произошло из-за уменьшения количеств нарушений законодательства о закупках: ведомства стали более аккуратны в подготовке документов и проведении торгов.
Если в 2013 году таких нарушений было найдено на 233 млрд. рублей, то в 2014-м – только на 39,6 млрд. При этом количество нарушений бюджетного законодательства осталось на примерно прежнем уровне: 342,8 млрд. рублей в 2014 году против 384 млрд. рублей в 2013.
Лидером по количеству возбужденных дел является Федеральная служба исполнения наказаний: по итогам трех проверок возбуждено пять уголовных дел, второе и третье места делят Министерство обороны и Министерство здравоохранения, по итогам проверки которых возбуждено по четыре уголовных дела.
Счетная палата констатировала провал по программе создания высокопроизводительных рабочих мест, роста производительности труда и инвестиций в общем объеме ВВП. Как указывается в отчете, «прогнозируемая динамика позволяет сделать вывод о рисках их недостижения в установленные сроки».
На сегодняшний момент в организации государственного финансового контроля существует ряд проблем. Данные проблемы связаны, во-первых, со слабой нормативно-правовой базой, во-вторых, с недостаточной работой органов финансового контроля.
Рассмотрим основные проблемы государственного финансового контроля в РФ. Данные представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные проблемы государственного финансового контроля в РФ
На сегодняшний момент также одной из ключевых проблем является проблема в области определения эффективности (результативности) финансового контроля. В законодательстве РФ отсутствуют критерии для проведения данной оценки.
Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить.
В связи с этим, большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям.
Для повышения эффективности государственного финансового контроля необходимо:
Минфин РФ подготовил поправки в законодательство об оптимизации государственного финансового контроля.
Данные поправки позволят устранить пробелы и неоднозначные толкования в организации и осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, а также установят конкретный состав финансовых нарушений в сфере закупок и применение санкций за нарушение этого законодательства.
Кроме того, в поправках будет более четко квалифицируется понятие неэффективного использования бюджетных средств.
Таким образом, создание на всей территории Российской Федерации единого всеобъемлющего поля государственного финансового контроля является важнейшей общегосударственной задачей. Решение этой задачи будет способствовать тому, чтобы обеспечить благополучие и процветание России. Разработка нового подхода к совместному решению поставленных проблем позволит выйти на новый, как количественный, так и качественный уровень реализации возложенных на органы финансового контроля полномочий.
Список использованных источников