Евразийский
научный
журнал

Государственная патриотическая идеология как основа современного подхода к патриотическому воспитанию школьников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Путятин Сергей Николаевич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2410
Показать PDF версию Государственная патриотическая идеология как основа современного подхода к патриотическому воспитанию школьников

Путятин Сергей Николаевич
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области»

Сегодня вполне очевидно, что перманентно непрекращающийся с 90-х гг. ХХ в. в России кризис является одним из наиболее мощных и всеобъемлющих за всю ее историю, поскольку он глубоко затронул все без исключения области общественной жизни. В наибольшей степени кризис сказался на духовности — том, на чем основано величие каждого народа, любой нации. Россия не может возродиться без преодоления духовного кризиса, ибо, говоря словами И.А.Ильина, "духовно мертвый человек не будет любить свою родину и будет готов предать ее потому, что нечем будет любить ее...« [1].

Патриотическое воспитание школьников — составная часть формирования духовности. Именно поэтому современный этап общественного развития требует внести определенные коррективы в постановку патриотического воспитания данной категории молодежи с целью преодоления деформаций патриотизма. В обновленном патриотизме состоит важнейшее средство преодоления трудностей, накапливавшихся в развитии общества, его духовное и нравственное возрождение.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма школьников как основы в будущем консолидации общества и укрепления государства.

Чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, скоординировать и направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и соответствующая этой политике государственная система патриотического воспитания, способная консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Эта система должна включать в себя соответствующие государственные структуры, нормативную правовую базу воспитательной деятельности на всех уровнях, начиная с первичного коллектива и заканчивая высшими органами государственной власти, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан России.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию школьников с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Система патриотического воспитания школьников предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, должно являться государство.

Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

Несомненно, патриотизм является основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. Это положение дает полное основание утверждать, что идея государственного патриотизма является в настоящее время тем внутренним стержнем, концептуальной духовной опорой, которая сможет объединить вокруг себя всех граждан независимо от национальности, вероисповедания и партийности, политических взглядов и привязанностей. По нашему глубокому убеждению, выход из комплексного кризиса, в тисках которого оказалась Россия, возможен только на основе формирования государственно-патриотической идеологии и правительственной программы, направленной на обеспечение интересов государства и всех слоев общества, эффективное использование всех духовных, интеллектуальных и природных богатств нации.

Поскольку государство как некая общность представляет собой определенную реальность, то основой единения в нем различных классов, партий, национальных общностей выступает определенная идея. Поэтому если исчезает такая организующая и объединяющая идея, то рано или поздно распадается и само государственное здание [2].

Цель государственной патриотической идеологии — предотвратить ослабление и возможный развал государства. В связи с этим, предлагается возродить Русскую идею, сформировать научную, идейную основу сплочения народа — национально- государственную доктрину, которая представляет собой признанные большинством граждан России взгляды на цели и задачи развития общества, нации и государства.

В своей деятельности государство должно опираться на представителей науки, экономики, образования и культуры, руководителей и служащих предприятий, финансовых и банковских структур, широкие слои творческой и технической интеллигенции, студенчества и учащейся молодежи, рабочих и крестьян, военнослужащих и ветеранов, т.е. всех тех, кому небезразлично, какими вырастут дети и внуки, каким станет будущее нашей страны.

Характерным признаком современной России, ее общественно-политической жизни на новом этапе российской государственности является возрастание популярности «идеологии российского возрождения».

Сегодня понятие «идеология» употребляется не в привычном классовом значении, а в боле широком смысле этого слова: для обозначения концепции некоего проекта государственной стратегии национального возрождения. Любая государственная идеология должна опираться на историческое и духовное наследие своего народа, поскольку она отражает коренные интересы народа, имеющие относительно стабильный характер. Однако это не означает, что современная идеология может возникнуть только на базе прошлого идейного наследия отечественных мыслителей. Учитывая современные реалии, считаем, что она должна обогатиться и новыми представлениями, отражающими современное состояние, а также будущее российской действительности.

В последние время, при разработке современных идеологических принципов, наблюдается весьма неоднозначная их трактовка представителями различных общественных сил. Одни призывают вернуться к прежним ценностям, другие — взять за основу западный вариант, третьи — следовать исключительно своим собственным самобытным путем, восстановить исторически сложившуюся русскую национальную идею и опираться на нее в деле возрождения России и воспитания подрастающего поколения. Поэтому для выяснения сущности современной государственно-патриотической идеологии, на наш взгляд, необходимо обратиться к работам выдающихся русских философов В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, внесших значительный вклад в разработку этого вопроса. Выяснение места России во всемирной истории, ее судьбы, путей дальнейшего развития, всегда находилось в центре творчества отечественных мыслителей. Следуя славянофильской традиции, русские философы выходили на русскую идею, интерпретируя её по-своему. Они решительно боролись с приданием русской идее националистического характера и исследовали ее в связи с формированием и изменением национального самосознания народов России. Резко осуждая национально-ограниченный характер русской идеи славянофилов, философы весьма критично относились и к отрицанию национальной идеи западниками, справедливо полагая, что любой народ не может существовать без национального самосознания.

Российская Федерация, ее национальные интересы, не отрицают историческое прошлое страны. В качестве одного из главных современных национальных интересов весьма привлекательна идея государственности, державности, которая должна быть взята на вооружение педагогической общественностью, особенно учителями истории, непрерывно связана с бережным отношением к памяти нации, ее истории. Держава — понятие, которым обозначается независимое, самостоятельное государство. Обычно державой называют крупное суверенное государство с его материальными, экономическими, военными и иными возможностями.

Идея державности предполагает, что за основу общенационального самовосприятия берется признак принадлежности к государственной общности. Она не зависит от этнических признаков; все граждане России в одинаковой мере причастны к государству, в котором они живут. Тем самым их восприятие своей страны, своего общества, своего государства происходит как на этническом, так и на державном, государственном уровне. Кроме этого, национальные интересы России, наряду с идеей державности, основываются также на идее формирования правового, демократического, справедливого общества.

Патриотическое воспитание школьников — задача актуальная, своевременная, важная и крайне необходимая для России вообще, а с точки зрения преодоления последствий разрушительной пропаганды 90- х гг. ХХ в. , в особенности.

Список литературы

  1. Ильин И.А. Путь к очевидности. — М.: Республика. 1993, 431с.
  2. Ковалев А. М. Государственная идеология. Что это такое? // Вестник Московского университета. — 1994.- № 1. — С. 8.
  3. Кузина Т. В. Воспитание гражданственности и патриотизма: [Мероприятия и занятия, посвящённые защитникам Отечества: опыт работы] // Дополнительное образование и воспитание. — 2011. — № 6. — С. 21 — 24.
  4. Нестерович И. Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях: [передовой опыт и перспективы деятельности гражданско-патриотической направленности] // Воспитание школьников. — 2013. — № 6. — С. 65.