Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование жизненной компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Настагунина Любовь Васильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2022»  (август, 2022)
Количество просмотров статьи: 304
Показать PDF версию Формирование жизненной компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Настагунина Любовь Васильевна
учитель начальных классов
ГКОУ "Дивеевская школа - интернат"

Формирование жизненной компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями — чрезвычайно актуальная проблема, так как степень её сформированности влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они не достаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произнесением отдельных слов. Таким образом, общение таких учеников с другими детьми и со взрослыми не только ограничено, но и протекает без должной активности, вяло, что усугубляет нарушение познавательной деятельности.

М.И. Лисина отмечает, что общение для ребенка — это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности.

Я нашла пути решения данной проблемы через систему коррекционно-развивающих заданий и упражнений для совместной деятельности детей на уроках «Мир природы и человека», способствующих формированию жизненной компетенции.

Система заданий и упражнений обеспечивает:

— эмоциональное благополучие;

— поддержка индивидуальности и инициативности;

— развитие умения работать в группе сверстников.

Функциональность системы:

— при ознакомлении с новыми понятиями и явлениями;

— при повторении изученного;

— для актуализации знаний;

— закрепление изученного;

— для демонстрации при более глубоком анализе или наблюдении за каким-либо объектом;

— для коррекции возникающих затруднений при применении новых знаний и умений;

— создание коммуникативной опоры для обучения детей работе в парах и малых группах.

Система заданий и упражнений на уроках «Мир природы и человека» состоит из трёх блоков.

1 блок. Развитие умения сотрудничать. Дети обучаются сотрудничать в системе: учитель — ученик; ученик — ученик; ученик и социум.

2 блок. Развитие умения высказываться. Задания и упражнения, стимулирующие ребенка к активному высказыванию: воспроизвести серию сюжетных картинок; пересказ по опорным точкам; пересказ по схеме.

3 блок. Развитие умения правильно перерабатывать информацию. Задания на установления причинно-следственных связей; умения строить умозаключения на основе имеющегося жизненного опыта; умение наблюдать и анализировать.

Таким образом, овладевая жизненными компетенциями, ребенок с интеллектуальными нарушениями имеет значительно больше шансов на успешное включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимально доступную для него самореализацию.