Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СОСТАВЕ ЯДЕР АТОМОВ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Малянова Марина Геннадьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2022»  (март, 2022)
Количество просмотров статьи: 471
Показать PDF версию ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СОСТАВЕ ЯДЕР АТОМОВ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Малянова Марина Геннадьевна
студент, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск,
E-mail: 89374100033@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается использование валеологических компонентов на уроках химии, которые способствуют формированию валеологических знаний при изучении темы «Изменения в составе ядер атомов химических элементов». При этом валеологическая направленность уроков химии помогает учащимся лучше, сознательнее беречь свое здоровье, здоровье окружающих, а также природу.

Ключевые слова: здоровье, валеологизация, валеологическая направленность, изотоп, ядерная реакция, химичекский элемент, радиация.

Здоровье — это самый важнейший компонент человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, сложное биосоциальное явлении, которое представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, а также состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

С каждым годом из-за непрерывного роста промышленности, увеличения количества автомобилей, неправильной утилизации химических отходов и других отходов жизнедеятельности человека среда обитания ухудшается, вследствие этого изменяется и здоровье человека в худшую сторону. Потому что вмешательство человека в естественное развитие природы создает все более отчетливые противоречия между ней и организмом человека. И возникшая валеология как наука и как учебная дисциплина с одной стороны изучает характер влияний измененной окружающей среды на здоровье человека, а с другой разрабатывает рекомендации об оптимальном, с точки зрения здоровья, поведении человека в складывающихся условиях.

В основе всех проявлений жизнедеятельности лежат химические реакции, протекающие в организме, поэтому химия должна выступать той теоретической базой, на основе которой и будут формироваться понятия о механизмах и путях сохранения и укрепления здоровья. Учащиеся, как правило, не знают, как вести разумно свой образ жизни. И поэтому одним из путей формирования здоровья школьников является валеологизация учебного процесса [1]. Потому что только здоровый ребенок может полноценно развиваться, неустанно трудиться, получать достойное образование, а также чувствовать себя уверенно в сложной жизненной ситуации. В свете многих учебников по неорганической химии 8-9-х классов валеологический материал либо полностью отсутствует, либо находится не в основном тексте, а в виде сносок, заметок на полях, часто под рубрикой «Знаете ли вы, что...», и такая информация рассчитана только на проявлении заинтересованности отдельно взятым фактором, при этом, не объясняя с научной точки зрения. И поэтому в данном аспекте учитель просто обязан давать такие сведения, не только для того, чтобы заинтересовать школьников химией, а именно, способствуя формированию знаний по сохранению и укреплению здоровья. Также валеологизация уроков приобщает обучающихся к исследовательской работе, потому что существует огромный круг проблем, которые могут быть решены с помощью такой науки, как химия [1]. Хоть и не во всех темах курса химии прослеживается связь химического материала с валеологией, но, тем не менее, таких тем достаточно, и именно с помощью этого учащиеся осознают, зачем им нужен предмет химии.

Поэтому дальше рассмотрим на примере урока по химии в 8 классе тему «Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы», как именно формируются валеологические знания.

Данный урок интересен тем, что сложный химический материал тесно переплетается с информацией о радиоактивных изотопах, которые хоть и широко применяются в нашей жизни, в частности, в медицине, на электростанциях, для производства ядерного оружия, но также могут быть очень опасными для организма человека. И именно поэтому на таком уроке просто необходимо также затронуть тему, связанную с авариями на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, радиоактивное заражение в Гоянии 13 сентября 1987 года, катастрофа Фукусимы 11 марта 2011 года и многие другие радиационные катастрофы. И вся информация должна обязательно быть обоснована с научной точки зрения, почему данные мельчайшие частицы вызывают такие ужаснейшие последствия в организме человека и других живых существ.

Целью такого урока является то, что должны быть сформированы знания у обучающихся об изменениях в составе ядер химических элементов, а также должна быть выяснена роль ядерных реакций в жизни человека.

Поставленная цель определила следующие задачи урока:

1. образовательные задачи — познакомить учащихся с изменениями, которые могут происходить в составе ядер химических элементов; сформулировать представление об изотопах, как разновидности атомов одного химического элемента; выяснить, почему ядерная реакция стоит на службе у человека;

2. воспитательные задачи — воспитать бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей, к природе; воспитать экологическую культуру, обращая внимание на опасности, связанные с использованием радиоактивности;

3. развивающие задачи — проанализировать материал о составе ядер химических элементов, установить причинно-следственные связи между количеством протонов, электронов и зарядом частиц и вида атома, сравнить составы атомных ядер изотопов.

Ход урока включает в себя следующие этапы:

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания — проводится химический диктант по верным суждениям об атоме;

3. Актуализация знаний — учащиеся должны вспомнить из каких видов элементарных частиц состоит атом, определяются тема и задачи урока школьниками;

4. Изучение нового материала — объясняется сущность ядерных процессов и ядерной реакции, формулируется представление об изотопах.

Именно на данном этапе формируются валеологические знания, связанные с влиянием изотопов на здоровье человека. Учитель должен акцентировать внимание учащихся на том, что радиоактивные изотопы используются в наше время очень широко, в частности в медицине, естественных науках, на электростанциях, для производства ядерного оружия. Поэтому педагог обязан также рассказать школьникам о том, что радиоактивные элементы даже в небольших количествах представляют потенциальную опасность для жизни. Еще радиация может повредить генетическую структуру, что может привести к поражению иммунной системы или раку. Также обязательно нужно это проиллюстрировать достоверными примерами, показав рисунок «Чувствительные части тела к радиации» и таблицу «Опасные для человека изотопы» на интерактивной доске, чтобы учащиеся знали, какие изотопы влияют на какие органы организма человека (Рисунок 1, Таблица 1).


Рис. 1 Чувствительные части тела к радиации

Таблица 1

Опасные для человека изотопы


Необходимо также сообщить, что степень воздействия радиации зависит от дозы радиоактивного облучения, полученного организмом (количество радиоактивного вещества, расстояние до него и продолжительность облучения). Также учителем стоит подметить, что небольшие дозы радиации, которые мы получаем от естественных источников, — безопасны. В природе находится множество радиоактивных изотопов. Определенную часть этих компонентов можно получить при вдыхании сигаретного дыма даже при пассивном курении. Поэтому школьникам стоит сказать, что каждому необходимо задуматься ещё и об этой стороне этой пагубной привычки. При этом снова нужно показать, какие уже катастрофы произошли на нашей планете и последствия влияния радиоактивных изотопов на все живое.

5. Закрепление изученного материала — происходит закрепление полученных знаний, и лучше всего закрепить валеологические знания, выполнив такого рода задания:

1. нарисуйте тело человека и укажите чувствительные части на теле к радиации;

2. составьте синквейн на тему «Изотоп».

6. Рефлексия.

Таким образом, урок по химии может способствовать как интеллектуальному развитию школьника, так и сохранению его физического статуса благодаря формированию валеологических знаний, которые должны помогать адаптации учащегося и увеличивать резервы его здоровья.

Список использованных источников

1. Зайцев, Г. К. Школьная валеология : монография / Г. К. Зайцев. — Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2001. — 157 с. — ISBN 5-89814-106-5. — Текст : непосредственный.

2. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе : учебник для студентов высших учебных заведений / Г. М. Чернобельская. — Москва: Владос, 2000. — 336 с. — Текст : непосредственный.