Евразийский
научный
журнал

Формирование универсальных метапредметных учебных действий учащихся на уроках английского языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Марьенко Надежда Анатольевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2929
Показать PDF версию Формирование универсальных метапредметных учебных действий учащихся на уроках английского языка

Ма­рьен­ко На­деж­да Ана­то­льев­на,
учи­тель ан­глий­ско­го языка
МОУ «Май­ская гим­на­зия
Бел­го­род­ско­го рай­о­на Бел­го­род­ской об­ла­сти»
E-mail: mar​enko​nade​gda@​rambler.​ru

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применять. Но еще важнее — знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Предмет «Иностранный язык» обладает особенным потенциалом. Межпредметные связи всегда были актуальны для учителей предметов гуманитарного цикла. Преподаватели иностранного языка одними из первых начали разрабатывать бинарные и интегрированные уроки. Более того, сама сущность урока иностранного языка — непрерывное общение — включает учителя и учащихся в обсуждение самых разнообразных тем — от древнейшей истории до актуальных экономических и политических проблем современности. Для того чтобы учащийся мог ориентироваться в динамичном обществе, ему необходимо выработать комплексный подход к решению возникающих перед ним проблем и ситуаций, уметь привлекать для этого знания из разных предметных областей, уметь мысленно складывать общую картину события или явления. Особенно ярко в ЕГЭ по английскому языку метапредметный подход актуализируется при написании развернутого письменного высказывания (С 2), где ценится умение привести разноплановые аргументы для доказательства собственной точки зрения.

Под влиянием изучения английского языка учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

Хотелось бы немного остановиться на приемах и заданиях метапредметного характера, используемых мною на практике.

Постановка цели урока самими учащимися. Обучать самостоятельному целеполаганию нужно постепенно, задействуя весь возможный потенциал УМК и различную наглядность. Во 2 классе это может быть некая ситуация, например открытка, которую нужно написать британским детям. На более старших этапах процесс целеполагания начинается с иллюстрации в учебнике и обсуждения ситуации, близкой и понятной учащимся (например использование мобильных телефонов). Иногда я в начале урока инициирую небольшой спор по некоторой проблеме.

Рефлексия в конце урока. Напрямую зависит от поставленной в начале урока цели. Обычно учащиеся просто отвечают на мой вопрос: «Можем ли мы теперь...?». Иногда мы подсчитываем, сколько новых слов мы узнали, определяем новое грамматическое явление в тексте. Главное, чтобы учащиеся сами воспроизвели в речи, чему они научились на уроке.

Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами педагогической техники, формирующие учебно — познавательные компетенции.

«Мои плюсы»

Обучающиеся в конце урока называют только то, что во время работы у них получилось лучше всего. Прием используется на этапе рефлексии.

«Я — консультант»

На начальной стадии изучения темы определяются обучающиеся, которые проявили себя наиболее активно и верно отвечали по новой теме. Им дается звание «Консультант». На следующих уроках «Консультанты» получают лист с заданиями и помогают группам менее успешных одноклассников разбирать сложности темы. Звание «Консультант» переходящее и дает возможность каждому ученику побывать в этой роли. Применяется на уроках — практикумах.

«Интервью»

Класс делится на «Корреспондентов» и «Респондентов». «Корреспонденты» задают вопросы «Респондентам» по изученному материалу. Оцениваются содержательность, логичность и творческий характер беседы, которую проводит «Корреспондент», и оригинальность, точность высказываний «Респондента». Прием эффективен на этапе закрепления и обобщения изученного материала. Предметная область применения безгранична, прием универсален для любого возраста.

Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться, это неготовность учащихся к новым методам работы, их желание получить знание побыстрее и более простым путем. В результате даже такое фундаментальное задание как проект теряет всю свою ценность, если оно просто списывается с Интернета. Дети не умеют мыслить и, что самое печальное, не хотят учиться. В этом и состоит наибольший труд педагога: не заставить, а сделать так, чтобы ученик захотел учиться мыслить, почувствовал радость от преодоления трудностей, и тогда он будет получать не только знания, а умения, опыт и возможность применять эти знания в жизни.