Евразийский
научный
журнал

Формирование толерантности в поликультурной среде вуза

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Вахабова Селима Асламбековна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 2116
Показать PDF версию Формирование толерантности в поликультурной среде вуза

Вахабова Селима Асламбековна,
старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Рассматривая формирование толерантности в поликультурной среде вуза, отметим, что толерантность - это динамическая характеристика личности и поэтому процесс её развития требует не только выделения этапов, но и определения критериев, показателей, уровней её сформированности.

Сущность процесса формирования толерантности отражает переход всеобще - значимой ценности в личностно-значимую и включает в себя следующие этапы:

  • получение информации о толерантности и её осмысление (этап ориен-тирования);
  • переживание значимости толерантности в многокультурном мире и её соотнесение с личностно-значимыми ценностями (этап приобщения);
  • выработка ценностной установки на основе осознания своей внутренней позиции и готовности к деятельности в соответствие с толерантными ценностями (этап закрепления).

Важным для исследования является рассмотрение критериев оценки сформированности толерантности. Предлагаем следующие критерии сформированности социокуль¬турной толерантности в соответствии со структурой формируемого феномена:

  • знаниевый, который характеризует сформированность «когнитивного компонента» толерантности;
  • мотивационный, который определяет сформированность «мотивацион¬но-ценностного компонента», т.е. соотнесение знаний о толерантности и личностного смысла ее ценности для индивида;
  • деятельностный, который оценивает сформированность «поведенческо- деятельностного компонента» как индивидуально-личностную предрасположенность к определенному типу социального поведения и как общую направленность деятельности человека относительно объектов и явлений социальной значимости;
  • рефлексивный, который определяет способность индивида к самооценке собственных действий и поступков с последующей их самокоррекцией с позиций толерантных взаимоотношений.

Можно выделить ряд компонентов - критериев определения толерантности и оценки сформированности толерантности на индивидуально-личностном уровне:

  • познавательный критерий - оценка знания о толерантности как о одном из качеств личности;
  • эмоционально-оценочный критерий - оценка сформированности отношения к людям других взглядов и культур;
  • поведенческий критерий - оценка сформированности умений взаимодействий с представителями других культур и носителей другой точки зрения.

Считаем целесообразным в качестве критериев оценки сформированности толерантности использовать:

  • когнитивный критерий толерантности, который характеризует сформи- рованность знания о толерантности и способах её проявления, понимания её как интегративного качества личности: «я знаю/понимаю» и определяется низким, средним и высоким уровнями её сформированности;
  • эмоционально-ценностный критерий, который характеризует сформиро- ванность осознания значимости толерантности в многокультурном мире, принятие её как личностно значимой ценности, способность эмоционально допустить точку зрения другого;
  • поведенческо-деятельностный критерий толерантности характеризует выработку ценностной установки на основе осознания внутренней позиции и сформированность опыта проявления толерантных взаимоотношений;
  • рефлексивно-оценочный критерий - самооценка, самоанализ, самокорреция поступков и действий.

Определяя взаимодействие преподаватель-студент в процессе формирования толерантности личности студента, понимая, что толерантность - это не только знания или поведенческие умения, а, в первую очередь, личностная позиция студента, выражающая его ценностное отношение к другому, естественно определить условия, наиболее благоприятные для самоопределения студента в многообразии ценностей, самостоятельной выработки собственной, независимой позиций для индивидуального становления толерантности. Ключевым условием здесь является актуализация ценностей и смыслов, качества отношений между участниками образовательного процесса, позволяющие предъявлять как результат взаимодействия личностную зрелость субъектов образовательного процесса [1,с.98].

Фасилитативное взаимодействие педагога со студентом как наиболее адекватная тактика предусматривает актуализацию и взаимообмен эмоциональным состоянием взаимодействующих субъектов образовательного процесса, выработку способов позитивных ценностных отношений к себе и окружению при доминировании позитивного эмоционального контекста во взаимоотношениях.

Таким образом, обоснование процесса формирования толерантности студентов в поликультурной образовательной среде позволяет сделать следующие выводы и обозначить полученные результаты:

  1. Определено формирование толерантности студента как целенаправленный педагогический процесс изменения взаимообусловленных и взаимодополняющих свойств его личности за счёт:

    • осознания объективно существующего многообразия культур в поликультурном пространстве и необходимости сосуществования в нем;

    • осознанного усвоения системы знаний теоретического и прикладного характера о ценности, значимости и способах толерантного взаимодействия и за-крепление их в образовательной деятельности.

  2. Обоснованы этапы формирования толерантности: ориентация студентов на ценности толерантности как первый этап в процессе формирования эмоционально-ценностного и когнитивного компонента толерантной личности предполагает ознакомление студентов с политкультурной средой через вовлечение субъектов образовательного пространства в осознание многообразия культур в поликультурном пространстве как объективной реальности в условиях диалога; принятие толерантных ценностей посредством организации интенсивной познавательно-критической и оценочной деятельности в условиях рефлексии по поводу содержания чужой культуры в терминах своего культурного опыта является вторым этапом формирования толерантности; поведенческо-действенное закрепление правил и норм толерантного поведения в условиях сочетания и единства разных видов деятельности: учебной (аудиторной) и внеучебной (внеаудиторной), требующих проявления толерантного поведения, выступает третьим этапом формирования толерантности в поликультурной образовательной среде вуза.

  3. Обоснован процесс формирования толерантности студента при актуализации поликультурной образовательной среды, ориентированный на формирование то-лерантных знаний, толерантного отношения, толерантного поведения посредством вовлечения студентов в познавательно-критическую и рефлексивнооценочную деятельность в условиях поликультурного диалога в аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Литература:

  1. Джуринский А.Н. Концепции и реализации мультикультурного воспитания: сравнительное исследование. – М.: НП АПО, 2009. - 200с.