Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Яненко Елена Юрьевна,
преподаватель
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж банковского дела и информационных систем»
Аннотация. Принимая во внимание требования работодателей подготовка специалистов должна быть направлена, прежде всего, на то, чтобы специалист не только освоил определенный государственным образовательным стандартом уровень знаний и умений для работы в избранной области, но и научился при необходимости самостоятельно получать недостающие знания и умения.
Ключевые слова: ФГОС, профессиональный стандарт, профессиональные компетенции, практико-ориентированные задачи.
Формирование ключевых компетенций студентов согласно ФГОС последнего поколения требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач [1, с. 215].
Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалиста. Такие задачи строятся путем отбора производственных ситуаций, в которых умения и навыки студентов по учебным дисциплинам профессионального цикла являются необходимым условием подготовки студентов к решению профессиональных задач, входящих в компетенции специалиста.
Освоение требуемых компетенций может быть реализовано только при практико-ориентированном подходе к обучению. Особая роль в формировании профессиональных компетенций современного специалиста отводится внедрению в учебный процесс современных информационных технологий обучения [2, с. 215] .
Обучение студентов использованию специализированного программного обеспечения позволяет сформировать целый ряд общих и профессиональных компетенций, которые в дальнейшем могут быть успешно применены в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что успешное освоение навыков работы со специализированным программным обеспечением невозможно без достаточного уровня знаний по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям, отражающим содержание будущей специальности, т.к. цель обучения работе с профессионально-ориентированным программным обеспечением заключается не в механическом запоминании студентами последовательности выполнения команд в программе, а в осознанном продуманном подходе к автоматизации своей профессиональной деятельности.
В зависимости от степени охвата областей предметных знаний практико-ориентированные задачи могут быть дисциплинарные и междисциплинарные. Такие задачи могут быть предложены студентам в виде практического задания.
Задания, предлагаемые студентам на занятиях, должны носить комплексный характер и давать студентам возможность совершенствования своих профессиональных навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. В итоге каждое задание отражает конкретную ситуацию, с которой студент может столкнуться в ходе своей будущей профессиональной деятельности. При этом задания логически взаимосвязаны, что позволяет студенту видеть ситуацию в целом и выбирать наиболее оптимальные способы решения поставленной задачи. В начале задания небольшие, состоящие всего из нескольких простых операций, затем задания усложняются таким образом, чтобы повторить и закрепить уже знакомый материал и освоить новые операции [3, с. 340].
Наиболее показательным примером описанного выше подхода является обучение студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» работе с программами бухгалтерского и управленческого учета.
Целью обучения является получение практического опыта работы с программными средствами реализации учетных и управленческих задач.
Все практические задания в целом представляют собой смоделированный бизнес-процесс. Цель выполнения каждого задания — освоить профессиональные компетенции согласно актуализированным стандартам ФГОС последнего поколения по ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности» МДК.04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности»:
1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, декларации по страховым взносам и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Каждый студент на основании задания, формирует свою информационную базу, что делает его работу индивидуальной и позволяет исключить копирование информации.
В ходе выполнения задания студенты демонстрируют знание предметной области — финансового и управленческого учета, а также осваивают автоматизированную форму ведения учета:
— заполнение справочников;
— формирование первичных документов (электронной и печатной форм);
— формирование специальных и регламентированных отчетов.
Что соответствует профессиональным компетенциям.
В качестве примера можно более подробно рассмотреть задания по автоматизации бухгалтерского учета на смоделированном производственном предприятии.
На начальном этапе необходимо наполнить информационную базу справочными данными, которые будут использоваться для дальнейшей работы, — это общие и специальные справочники. Все справочную информацию необходимо обработать надлежащим образом.
Заполняя справочники, студент демонстрирует свои знания по содержанию условно-постоянной информации. Данные справочников будут использованы при формировании первичных документов и отчетов. Поэтому важно, чтобы каждый реквизит был внесен правильно.
Затем необходимо сформировать первичные документы. Первичные документы — это обоснование любой хозяйственной операции, имевшей место в отчетном периоде. Если при заполнении электронной формы документа будет допущена ошибка, то сумма, указанная в документе, не будет принята к учету, не отразится в отчете и невозможно будет сформировать печатную форму.
Заполнение справочников и документов позволяет студентам продемонстрировать свои знания предметной области по содержанию форм первичных документов объектов учета, а также навыки по созданию и оформлению документов.
Документов, предложенных для выполнения задания, должно быть столько, чтобы студент научился самостоятельно выполнить все действия без подсказки преподавателя. Как правило, первый документ обрабатывается под контролем преподавателя, следующий документ — самостоятельно, но с обязательной проверкой результата, если что-то не получилось, то все ошибки исправляются с помощью преподавателя, и только после этого студент выполняет все необходимые действия полностью самостоятельно, а преподаватель оценивает полученный результат. Такой подход позволяет значительно повысить эффективность обучения [3, с. 360].
Исполнение документа в данном случае всегда подразумевает составление проекта первичного документа, затем следует контроль исполнения. Контроль исполнения документа состоит в его проведении, т.е. в принятии к учету суммы документа. Если все манипуляции студент выполнил правильно, то документ будет проведен, т.е. сумма документа будет принята к учету и войдет в отчетную информацию при определении результатов хозяйственной деятельности за выбранный (отчетный) период. Так формируется компетенция отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
Продолжая логическую цепочку студенту предлагаются задания, позволяющего оценить результат работы, что соответствует формированию компетенции «составлять формы бухгалтерской отчетности», а именно:
— определить финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия;
— сформировать внутреннюю отчетность.
Задание, связанное с заполнением форм налоговой и статистической отчетности, формирует компетенцию составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, декларации по страховым взносам и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
И, в завершении, на основе полученных данных, выполняется контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации. Что также соответствует профессиональной компетенции.
Подобные задания позволяют студенту не только продемонстрировать свои знания и умения преподавателю, но и самостоятельно оценить свой профессиональный уровень в реальных условиях.
Практические занятия с использованием современных программных средств по формированию требуемых профессиональных компетенций основаны на детальной проработке отдельных вопросов и ситуаций, касающихся будущей профессиональной деятельности.
Описанный выше подход делает занятия интересными, динамичными и эффективными, тем самым обеспечивая необходимый практический опыт по работе с профессиональным программным обеспечением и освоение требуемых профессиональных компетенций.
Список литературы:
1. Бухгалтерская финансовая отчетность: формирование и анализ показателей: Учебное пособие/ Камысовская С.В., Захарова Т.В.-М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М,2020. — 432 с.
2. Международные стандарты финансовой отчетности и современный бухгалтерский учет в России: учебник для вузов/Е.А.Мизиковский, Т.Ю. Дружиловская,Э.С. Дружиловская. — М.: Магистр: ИНФРА-М,2018. — 560 с.
3. Бухгалтерский учет и отчетность: комплект презентаций [Электронное издание]/ под ред. проф. Н.Н.Хахоновой.-М.: РИОР:ИНФРА-М, 2019. — 1621 с. — (Высшее образование).