Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование особенной модели конституционной юстиции стран СНГ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Абдулхаликова Виктория Азизовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 2479
Показать PDF версию Формирование особенной модели конституционной юстиции стран СНГ

Абдулхаликова Виктория Азизовна
магистрант
E-mail: vika.ab00@mail.ru

Восприятие государством той или иной модели судебного конституционного контроля обусловлено рядом причин, среди которых следует выделить:

— особенности национального права (система его источников, характер формализации конституции, роль судебных решений как правообразующего фактора),

— организацию судебной системы с учетом национальных исторических традиций,

— своеобразие формы государственного устройства и, исходя из этого, организации государственной власти,

— географические и демографические особенности государства — размеры территории, численность населения и другие [1].

Прежде всего, стоит отметить общую историческую платформу формирования органов конституционной юстиции государств — членов СНГ.

Становление государств — членов СНГ в рамках одного правового пространства бывшего СССР не могло не привести к преемственности институтов государственной власти, в том числе органов конституционной юстиции.

В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой страны СНГ относятся к европейскому типу специализированного конституционного контроля. При этом только Конституционный Совет Республики Казахстан в зависимости от выбранной классификации относят или к квазисудебным органам конституционного контроля, или к французской модели конституционного контроля

Основной отличительной особенностью органов конституционной юстиции государств — членов СНГ от конституционных судов европейской модели конституционного контроля можно считать исторический фактор их появления — на базе органов конституционного надзора, чьи итоговые решения носили только рекомендательный характер.

Несмотря на выбор Республикой Казахстан иной формы организации органа конституционной юстиции — Конституционного Совета, его функция по обеспечению верховенства Конституции закреплена в статье 1 Конституционного закона о Конституционном Совете Республики Казахстан. В данной связи особого внимания заслуживает вопрос определения места органов конституционной юстиции в системе органов государственной власти государств — членов СНГ.

Глава 7 Конституции России посвящена судебной власти. В соответствии со статьей 118 правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [2].

Глава 6 Конституции Республики Беларусь посвящена суду. При этом наряду с общими принципами формирования и деятельности судов особое внимание уделено Конституционному Суду. Так, отдельной статьей (116) Конституции Республики Беларусь определен статус Конституционного Суда как органа, осуществляющего контроль за конституционностью нормативных актов. При этом в данной статье нашли закрепление порядок формирования суда, его состав и компетенция [6].

Согласно Конституции Республики Казахстан положения о Конституционном Совете закреплены в отдельном разделе — шестом. Основной функцией данного органа согласно статье 1 Конституционного закона о Конституционном Совете Республики Казахстан является обеспечение верховенства Конституции, в то время как согласно статье 76 Конституции судебная власть Республики Казахстан осуществляет обеспечение исполнения Конституции [3].

Статья 61 главы 6 Конституции Республики Армения гласит, что правосудие в стране осуществляется только судом. При этом согласно статье 93 Конституции конституционное правосудие осуществляется Конституционным Судом [4].

Согласно Конституции Республики Молдова (раздел V статья 134) Конституционный Суд — единственный орган конституционной юрисдикции. При этом данный орган не отнесен к системе судов станы. Судебная власть выделена в разделе "публичная власть« [8].

Согласно статье 125 Конституции Республики Азербайджан Конституционный Суд осуществляет судебную власть наряду с Верховным Судом Республики Азербайджан, апелляционными и специализированными судами [9].

Аналогичные нормы закреплены в статье 84 Конституции Республики Таджикистан [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что органы конституционной юстиции государств — членов СНГ сформированы в качестве не просто судебных органов, а обособленных судебных органов.

Список использованной литературы

  1. Брежнев О. В. Федеральный судебный конституционный контроль в России. С. 50-51.
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  3. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. URL: http://ksrk.gov.kz/rus/norpb/constrk/ (дата обращения: 11.02.2017). 232 Конституция Республики Молдова (принята 29 июля 1994 года) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. URL: http://www.constcourt.md/public/files/file/Baza%20legala/Constitutia_ru_2016.04.19.pdf (дата обращения: 11.02.2017).
  4. Конституция Республики Армения (принята всенародным референдумом 5 июля 1995 года) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. URL: http://www.concourt.am/russian/constitutions/index.htm (дата обращения: 11.02.2017).
  5. Конституция Республики Таджикистан (принята на всеобщем референдуме 6 ноября 1994 года) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. URL: http://www.constcourt.tj/rus/index.php?option=com_content&view=article&id=2:2009-06-24-11-12- 07&catid=2:2009-07-13-05-22-34&Itemid=13 (дата обращения: 11.02.2017).
  6. Конституция Республики Беларусь (принята 15 марта 1994 года) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. URL: http: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=1611 (дата обращения: 11.02.2017).
  7. Конституция Республики Беларусь (принята 15 марта 1994 года) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. URL: http: http://www.kc.gov.by/main.aspx?guid=1611 (дата обращения: 11.02.2017).
  8. Конституция Республики Молдова (принята 29 июля 1994 года) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. URL: http://www.constcourt.md/public/files/file/Baza%20legala/Constitutia_ru_2016.04.19.pdf (дата обращения: 11.02.2017).
  9. Конституция Республики Азербайджан (принята 12 ноября 1995 года) [Электронный ресурс]: [офиц. сайт]. URL: http://www.constcourt.gov.az/laws/26 (дата обращения: 11.02.2017).