Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Абдулхаликова Виктория Азизовна
магистрант
E-mail: vika.ab00@mail.ru
Восприятие государством той или иной модели судебного конституционного контроля обусловлено рядом причин, среди которых следует выделить:
— особенности национального права (система его источников, характер формализации конституции, роль судебных решений как правообразующего фактора),
— организацию судебной системы с учетом национальных исторических традиций,
— своеобразие формы государственного устройства и, исходя из этого, организации государственной власти,
— географические и демографические особенности государства — размеры территории, численность населения и другие [1].
Прежде всего, стоит отметить общую историческую платформу формирования органов конституционной юстиции государств — членов СНГ.
Становление государств — членов СНГ в рамках одного правового пространства бывшего СССР не могло не привести к преемственности институтов государственной власти, в том числе органов конституционной юстиции.
В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой страны СНГ относятся к европейскому типу специализированного конституционного контроля. При этом только Конституционный Совет Республики Казахстан в зависимости от выбранной классификации относят или к квазисудебным органам конституционного контроля, или к французской модели конституционного контроля
Основной отличительной особенностью органов конституционной юстиции государств — членов СНГ от конституционных судов европейской модели конституционного контроля можно считать исторический фактор их появления — на базе органов конституционного надзора, чьи итоговые решения носили только рекомендательный характер.
Несмотря на выбор Республикой Казахстан иной формы организации органа конституционной юстиции — Конституционного Совета, его функция по обеспечению верховенства Конституции закреплена в статье 1 Конституционного закона о Конституционном Совете Республики Казахстан. В данной связи особого внимания заслуживает вопрос определения места органов конституционной юстиции в системе органов государственной власти государств — членов СНГ.
Глава 7 Конституции России посвящена судебной власти. В соответствии со статьей 118 правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства [2].
Глава 6 Конституции Республики Беларусь посвящена суду. При этом наряду с общими принципами формирования и деятельности судов особое внимание уделено Конституционному Суду. Так, отдельной статьей (116) Конституции Республики Беларусь определен статус Конституционного Суда как органа, осуществляющего контроль за конституционностью нормативных актов. При этом в данной статье нашли закрепление порядок формирования суда, его состав и компетенция [6].
Согласно Конституции Республики Казахстан положения о Конституционном Совете закреплены в отдельном разделе — шестом. Основной функцией данного органа согласно статье 1 Конституционного закона о Конституционном Совете Республики Казахстан является обеспечение верховенства Конституции, в то время как согласно статье 76 Конституции судебная власть Республики Казахстан осуществляет обеспечение исполнения Конституции [3].
Статья 61 главы 6 Конституции Республики Армения гласит, что правосудие в стране осуществляется только судом. При этом согласно статье 93 Конституции конституционное правосудие осуществляется Конституционным Судом [4].
Согласно Конституции Республики Молдова (раздел V статья 134) Конституционный Суд — единственный орган конституционной юрисдикции. При этом данный орган не отнесен к системе судов станы. Судебная власть выделена в разделе "публичная власть« [8].
Согласно статье 125 Конституции Республики Азербайджан Конституционный Суд осуществляет судебную власть наряду с Верховным Судом Республики Азербайджан, апелляционными и специализированными судами [9].
Аналогичные нормы закреплены в статье 84 Конституции Республики Таджикистан [5].
Таким образом, можно сделать вывод, что органы конституционной юстиции государств — членов СНГ сформированы в качестве не просто судебных органов, а обособленных судебных органов.
Список использованной литературы