Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Казанова И.С., учитель-логопед
ОКОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Обоянский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Россия, Курская область, г. Обоянь
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
ФГОС нового поколения обеспечивают преемственность между дошкольной и начальной ступенями образования.
Дошкольная ступень сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, сохраняя «радость детства».
Начальная ступень школы подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал до уровня понимания и осмысления.
Дошкольное образование - первая ступень, обеспечивающая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях дошкольной образовательной организации, семьи и школы. Центральное место на данной ступени занимают отношения между детьми и взрослыми, отношения с окружающим социумом.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, особенно с нарушениями речи, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально - волевых процессов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина и другие).
Проблема развития речи детей - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той ролью, которую речь играет в жизни человека, как основное средство общения, поэтому проблема обучения конструктивному речевому общению имеет социальную значимость и приобретает особую актуальность применительно к дошкольникам с речевыми дефектами.
Общение по праву считается одной из наиболее значимых человеческих ценностей. Концептуальные основы разработки проблемы общения заложены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как одно из решающих условий психического развития человека, формирования его личности.
Любые формы общения осуществляются в совместной деятельности людей или «по поводу» нее.
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Исследования Л. И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других доказывают, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость работы с детьми в этом направлении с самого раннего возраста. Наиболее обоснованной и правомерной является точка зрения А. А. Леонтьева, заключающаяся в том, что в центре исследований проблемы общения должно стоять речевое общение.
Многоступенчатая модель организации образовательного процесса современной образовательной организации дает возможность гибко строить образовательный процесс, позволяющий поэтапно формировать речевые умения и навыки.
В ОКОУ «Обоянский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» приходят дошкольники с особыми образовательными потребностями, в частности с тяжелыми нарушениями речи. Целенаправленное формирование эффективных речевых умений и навыков у этих детей, обеспечение условий для их продуктивного взаимодействия с окружающими являются существенными факторами успешной социализации этих детей и компенсации нарушений в их развитии.
Поэтому в практике работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посещающими «Обоянский центр», мы остановили свое внимание на формировании тех умений, которые имеют отношение непосредственно к речевой практике, к общению, осуществляемому с помощью языка, т.е. речевых умений, умений устной речи.
Не отрицая огромного значения специально организованных занятий по развитию речи для формирования коммуникативных умений, мы считаем, что важны и другие формы организации коррекционного процесса.
Как известно, в группах для детей с общим недоразвитием речи развитием речи дошкольников занимается и логопед, и воспитатель. Не все дети включаются в работу на занятиях из-за своих индивидуальных особенностей. Поэтому действенным средством формирования коммуникативных умений является организация в группе развивающей речевой среды. Мы использовали для этого режимные моменты и различные виды деятельности. Работаем в тесном контакте с воспитателями группы, а так же со специалистами дошкольного учреждения и с родителями.
Игра как ведущая деятельность старшего дошкольника имеет большое значение для становления правильной речи в общем, формирования коммуникативных умений, в частности. Большое значение в своей работе мы уделили словесным играм, цель которых – обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Ценность таких игр – в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею, что стимулирует их собственную речевую активность, формируя при этом диалогическое и монологическое высказывание. Такие игры мы выделили в отдельный блок. Это такие игры, как «Скажи по-другому», «О чем я сказала?», «Слушай и повторяй», «Закончи предложение», «Телефонный разговор», «Кто скажет больше?», «Сочиним историю», «Сказка по кругу», «Шкатулка сказок», «Новая история».
Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных умений.
В нашей группе в сюжетно-ролевые игры дети играют ежедневно: «Семья», «Магазин», «Строители» и др. Сначала мы, взрослые, обращались к ребенку, стимулируя его игровую сопроводительную речь, как бы программируя развитие игры, побуждали детей к самостоятельным вопросам: «Спроси у Кати, может быть она хочет пойти погулять?». Вопросно–ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поэтому мы включали задания, предусматривающие употребление вопросительных предложений, что стимулировало развитие умений владения диалогической формой речи.
Затем вводили задания, в которых детям приходилось выполнять речевые действия в предлагаемых обстоятельствах. Они задавались путем словесного описания условий и участников общения, а также постановки речевой задачи. Такие ситуации различаются по степени сложности, поэтому нами соблюдалась определенная последовательность в их предъявлении. Описание ситуации или формулировка речевой задачи, содержащая лексико – грамматические элементы ожидаемого высказывания, намечает схему ответа ребенка, что так же благотворно сказывается на формировании грамматически правильного диалогического, а затем и монологического высказывания.
В целях активизации речи в игре, формирования коммуникативных умений в этом виде деятельности, мы используем и более сложные виды игры – творческие сюжетно–ролевых игры, игры–импровизации с правилами. Активную речь дошкольников в игре стимулируем применением наглядности.
Используем драматизации, разыгрывая или отдельные эпизоды, или сказки полностью. В начале обучения мы предлагали детям короткие и знакомые сказки («Репка», «Колобок» и другие), где дети могли сами проявить инициативу, приняв на себя понравившуюся роль и разыграв действие без помощи педагога. Новые сказки, потешки, стихотворения мы рассказывали сами, демонстрируя игрушки и предоставляя детям возможность самим произвести с ними действия. Затем подготовили и провели такие игры-драматизации: «Попугаи», «Как зверята подружились», «Как чуть не погибла плотвичка», «Как крабик дом искал». Так постепенно усложнялся речевой материал, который использовался в игре. В этих играх дети учились владеть речью как средством воздействия на партнера по общению, развивали умения и навыки устной речи, осознавали значение сказанных слов, интонации, темпа речи, модуляции голоса. Эти игры мы проводим ежедневно.
Продуктивные виды деятельности, такие как изобразительная деятельность, лепка, конструирование для наших детей также выступают как специфическое средство формирования коммуникативных умений, активизации умственного и речевого развития детей. Эти занятия мы проводим совместно с воспитателями группы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Такие занятия дают нам возможность создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности, развивающие умения и навыки устного речевого высказывания. Например, «забыли» положить лист бумаги, карандаши, краски, дети были вынуждены просить их, т.е. проявлять речевую инициативу, формулируя просьбу в правильной грамматической форме.
Также дошкольники занимаются коллективным изготовлением поделок, рисунков, что является прекрасным средством формирования коммуникативных навыков, ибо это ставит детей перед необходимостью согласовывать свои действия с действиями других, учит доброжелательному и ответственному отношению к партнеру по деятельности.
Таким образом, организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большей мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.
Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности обеспечила успешное формирование коммуникативных умений у дошкольников с речевыми нарушениями, что положительно сказалось на речевом и психическом развитии детей с ОНР.
Литература: