Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Гринченко Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Биотехнологический лицей № 21»
р.п. Кольцово Новосибирского района
Новосибирской области,
эксперт областной предметной комиссии
по проверке ЕГЭ (литература)
E-mail: Inna151056@yandex.ru
Работа (концептуально) исследует вопрос влияния произведений художественной литературы как искусства слова на сознательно-чувственную природу обучающихся. Способы и средства этого «воздействия» диктуются задачей формирования личностных характеристик будущего выпускника ОУ, в конечном итоге определяющих то, что называется «самостояньем человека»: социальной зрелостью, так необходимой растущему человеку для адаптации в драматических условиях жизни в сегодняшней действительности.
Воспитать человека,
облагородив мир его мыслей...
Из «Задач литературного образования»
ПРОБЛЕМЫ литературного образования школьников:
1) Восприятие художественных произведений у многих учеников-читателей ориентировано только на познание объективной стороны жизни: богатейшие возможности русской классической литературы для нравственного становления личности старшеклассников находятся в современном обществе в противоречии с низким уровнем этих ориентиров.
Это определяет...
2) трудности при попытке самостоятельной интерпретации художественного текста (замысел автора «НЕ прочитывается»);
3) сложности создания связного текста аналитического характера (низкая оценка при аттестации выпускника)
Способы решения проблем литературного образования
Необходимо формировать навыки творческого мышления в качестве основы для освоения ценностей, «спрятанных» в художественном тексте, как путь к становлению ценностно значимого, духовно-нравственного стержня личности ученика — будущего гражданина страны...
— Слыш, а чё такое нравственность?
— Ну вот ты в трамвае бабкам место уступаешь?
— Иногда да...
— Значит, ты нравственный человек!
Из диалога старшеклассников
*
Задача литературы — не давать ответы,
а правильно ставить вопросы...
Из письма А.П. Чехова
*
Мы воспитываем не больше,
чем физики или физкультурники.
Воспитывает литература, но только
если мы можем ей соответствовать...
Из диалога с коллегой
*
Может быть, литература в состоянии
гораздо больше поведать о жизни,
чем жизнь о самой себе...
Из интервью с писателем В. Пьецухом
I. Актуальность проблемы, заявленной в теме. Её психолого-педагогическое обоснование
37 лет работаю в общеобразовательной школе, а вопросы ЧЕМУ и ВО ИМЯ ЧЕГО учить? — это «маета» всей сознательной учительской жизни.
Каким должен быть современный учитель и какими — уроки литературы сегодня? Эти вопросы имеют принципиальный характер, и ответы на них должны определять и направление движения, и методический поиск.
Сегодня много умных и уместных слов говорится о проблемах образования молодого поколения. Слова эти впечатляют и настраивают на серьёзные раздумья о количестве необразованных и равнодушных к культуре людей. Поиск ответов находится (почему-то прежде всего!) в области методики, но первостепенными, я думаю, являются вопросы содержания и освоения художественного материала, помогающего воспитаннику осмыслить себя, людей, мир.
Примечательно, что на этот — второй вопрос — ответили давно педагоги-классики. Достаточно открыть «Великую дидактику» Я.А.Коменского: «...началом воспитания рода человеческого должно быть облагораживание не только всех и во всём, но и всестороннее. Что такое всестороннее облагораживание? Оно означает приобретение благородства не ради внешнего впечатления, а с весомой пользой для жизни настоящей и будущей: чтобы всякий, кто воспитан в мудрости, гражданственности и благочестии, стал не полузнайкой, а знатоком, не балагуром, а красноречивым, не хвастливым начинателем, а способным его завершителем...»
Всё это написано ещё в XVII (!) веке, но, видя нынешнего молодого человека, разве не должны мы стремиться к этому же? Безотлагательного решения требует и вопрос первый: чему учить человека, чтобы осуществить это самое «всестороннее облагораживание»? На этот вопрос должен ответить каждый учитель, но особый спрос с учителя — словесника...
Современный подросток чрезвычайно изменился. Нет нужды давать ему развёрнутую социально-психологическую характеристику, но особую тревогу вызывает эгоистичность детей, замкнутость, неумение находить общий язык с окружающими, обретать друзей, пугает эмоциональная глухота, цинизм, равнодушие даже к самым близким. С годами эти качества не исчезают, а закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности. Проблема носит далеко не частный характер. И суть её в том, что такой человек не обладает коммуникативными навыками, в нём, по определению психологов, не сформировано «внутреннее побуждение», т.е. не развито стремление к ПРАВИЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ с этим миром.
АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы определяется совершенно особыми условиями сегодняшней жизни, неподдельным её драматизмом, жёсткой конкуренцией в поисках «своего» в ней места. По определению Ю.М. Лотмана, «нам предстоит научиться жить в непривычном для нас мире, по сравнению с которым динамический XX век покажется уютно-неподвижным».
II. Гуманитарные предметы интегрированного цикла: задачи и цели работы учителя, принципы его педагогической деятельности
Нужно ли доказывать ценность родного языка и литературы в становлении растущего человека?
Умение слушать — культура. Умение говорить — искусство. Эта формула академика Лихачёва определяет сущность СЛОВА, а именно: ценность его эстетического и роль его нравственно-этического содержания. Через связь с писателем и его творением ученик овладевает культурой общения, она же является жизненной необходимостью, условием совершенствования личности. В этот период происходит ПРОВЕРКА, ОЦЕНКА и выработка ЛИЧНОСТНЫХ «СМЫСЛОВ» жизни, формируется САМОСОЗНАНИЕ, без которого невозможен духовный рост, — то, что Пушкин определил как «самостоянье человека».
Главное предназначение произведения искусства слова определяется тем, что оно способно обогатить опытом, лично нами не пережитым, но благодаря которому читатель может прикоснуться к богатому миру человеческих взаимоотношений, охватывающих всё многообразие его жизни и являющихся важнейшей потребностью растущей личности.
И задача учителя-филолога — сформировать КОМПЕТЕНТНОГО читателя, способного «осваивать» язык писателя и делать «своим» содержание его произведений!
Эта задача предопределяет цель, стоящую перед школой вообще и учителем-словесником в частности (подготовить своих воспитанников к жизни) и опирается на принципы, которым следую в своей работе с учащимися:
1) определяющими должны быть принципы гуманизации и гуманитаризации;
2) на уроке учителем должны быть созданы условия, при которых ученик смог бы максимально реализовать свои возможности и потребности, что в конечном итоге трансформируется в САМООПРЕДЕЛЕНИЕ человека, в его адаптированнность к сложностям жизни, в то, что мы называем СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ личности.
Сегодня, когда деформация личности молодых людей приобретает угрожающий характер, когда массовая культура, в которой удовлетворяются эстетические потребности подростка, нацеливает только на развлекательность и релаксацию, формируя у него ту же установку в отношении к художественной литературе, как никогда важно обратиться к духовным ценностям литературы НАСТОЯЩЕЙ и дать ученику нравственные ориентиры. От того, ЧТО и КАК будут читать современные школьники, будет зависеть (ВО МНОГОМ!) и будущее нашей страны.
Среди разрушительных явлений III тысячелетия — углубление противоречия между ростом технических возможностей и обострением кризиса духовности и нравственности. По данным последних опросов более 60% школьников заявили о готовности преступить любые нормы морали и закона ради достижения личного успеха. (Деструктивная система ценностей, в которой прибыль ставится выше всего остального, — показатель разрушения души, без восстановления которой опрометчиво рассчитывать на духовно-нравственное совершенствование личности и общества в целом. Одной из наиболее значимых составляющих этого процесса восстановления является цикл интегрированных гуманитарных предметов).
III. Инновационные технологии в образовании как один из способов решения проблемы воспитательного и методического характера
Выход из кризиса видится в создании инновационной системы образования, формирующей у нового поколения качества, необходимые для ГАРМОНИЧНОГО взаимодействия с окружающим миром и потребности совершенствования личной и общественной системы ценностей.
Технология эта получила в психологии название ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ЦССУ). В его основу положено знание о существовании причинно-следственной связи между духовным и материальным миром и возможности управлять развитием последнего через духовно-нравственное совершенствование личности и общества. Жизнь наглядно демонстрирует, что ценностный выбор этической ориентации личности влечёт за собой деятельность в социальном и физическом плане. Но для того, чтобы эта деятельность развивалась, необходимо сформировать потребность и способность в систематическом совершенствовании и личной, и общественной системы ценностей.
И одной из значимых составляющих этого процесса является ОБЩЕНИЕ читателя с произведениями искусства слова.
Без сомнения, воспитательное воздействие литературы ограничено: воспитывает сама жизнь во всех её проявлениях. И проверит нравственность сама жизнь. Но родной язык и литература — и в этом их ценность и отличие от других школьных предметов — может показать, поднялся ли ученик в своём развитии до духовных проблем или остался существовать в сугубо бытовой, приземлённой сфере.
В методике преподавания бытует мнение, что есть проверяемые цели образования (интерпретационные умения), которые очевидны, и непроверяемые, так называемые «ЭФФЕКТЫ», к которым относят воспитательное значение предметов. «Школьники должны учиться для завтрашнего дня» — это определение известного учителя Н.Л. Лейдермана перекликается с мыслью замечательного литературоведа М.М. Бахтина:
«За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен ОТВЕЧАТЬ своей жизнью, чтобы всё пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней». Автор отличных пособий по исследованию
художественных текстов М.А.Рыбникова и вовсе категорична: «А лучше и не знать ничего, чем знать не так и не вовремя».
В словах филолога — «не так и не вовремя» — серьёзная мысль о ГРАМОТНОМ и к МЕСТУ организованном на уроке ЧТЕНИИ: задача урока определяется необходимостью пройти через
определённую духовную работу, требующую самоотдачи в совокупности всех свойств личности: внимания, воображения, эмоциональной отзывчивости. А конечным результатом этого процесса будет то, что сформулировано старейшим московским учителем Л.С. Айзерманом: «Произведение должно быть „прочувствовано“ в соответствии с духовным опытом читателя, а как к этому идти, каждый решает сам»...
IV. Виды ученической деятельности и методика её организации на уроках по освоению художественного текста( три этапа восприятия)
Как организовать работу на уроке по освоению текста? Как обогатить ученика опытом эстетического постижения произведений искусства? Как «замотивировать» на самостоятельное чтение в дальнейшем, сформировать читательскую культуру? («По чтению,- писал философ И.А. Ильин,- можно узнавать и определять человека».)
Способы организации ученического труда на уроках интегрированного цикла определяются различными видами речевой деятельности по формированию языковой, а значит, и общечеловеческой компетенций.
Методический путь анализа — в переживании текста и его реализации в речи. Примечательно в этом смысле высказывание известного психолога Л.С. Выготского: «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове. Можно говорить о становлении мысли в слове». Суждение учёного подтверждает ценность интеграции двух дисциплин — родного языка и литературы — для становления личности. Я уверена, эффективен такой подход к изучению произведения, когда оно становится самодовлеющей ценностью, когда оно вызывает если не острую эмоцию, то напряжённую работу ума, становясь предметом осмысления, а значит, частью «жизни» школьника. Мысль не нова. Наши коллеги-предшественники видели в этом особую необходимость. Например, в 1 Киевской гимназии, где учился Паустовский, на выпускном экзамене была предложена тема сочинения такая: «Истинное просвещение соединяет умственное развитие с нравственным».
Развитие человека проходит в процессе деятельности и «грамотно» организованных отношений в ней. И чтобы их обеспечить, учителю необходимо «квалифицированно» выстроить эту деятельность, предопределяя участие своих воспитанников в самых разнообразных её видах: поисковой, исследовательской, творческой.
Выделяю три типа уроков, при организации которых главное не вывод, не итог, а путь к нему, путь ВДУМЫВАНИЯ и ВЧУВСТВОВАНИЯ (не информативная, а эмоционально-оценочная деятельность должна доминировать).
1. Вводные уроки: работа с «детскими» вопросами (рефлексия на конкретно-образном уровне)
2. Аналитико-синтетический этап: мыслительная деятельность реализуется в анализе-синтезе обобщаемого материала (рефлексия учащихся носит уже умозрительный характер; ребята могут работать парно, в группе, индивидуально по различным алгоритмам, моделируя изучаемый материал в схемах, таблицах).
3. Деятельностный этап (творческие уроки): различного рода письменные работы, участие в семинаре или научно — практической конференции (так называемая проектная деятельность).
Этот этап ученической деятельности даёт возможность во всей полноте осмыслить ПЕРЕЖИТОЕ в произведении искусства слова.
Без сомнения, для успешного образовательно-воспитательного процесса необходимы системный подход, согласование программ интегрированного курса, организация таких форм обучения, когда читаемое произведение искусства слова становится для ученика личностно значимым и социально ориентирующим. Становление воспитанника под воздействием словесности — это процесс самореализации через самовключение в чужую жизнь, запечатлённую в произведении; это её понимание и освоение при непременном эмоциональном соучастии и сопереживании.
На протяжении многих лет школьник овладевает умением через систему методик трансформировать в письменную и устную речь высказывания самого различного характера: пересказ, изложения разных
видов, тексты различных типов речи. В старшей школе это цитирование, тезирование; постепенно усложняющиеся сочинения на свободные темы, по личным впечатлениям, публицистические или нравственно — философского плана. Эти виды письменных и устных работ отвечают принципу ЦЕЛОСТНОГО, ЛИЧНОСТНОГО освоения текста...
Ученик приобретает опыт перехода от быта, обыденности к БЫТИЮ, приобщается к вечному человеческому поиску духовных смыслов и ценностей.
Об этой мысли подробнее — и вот почему...
Приобретение такого «опыта перехода от быта к Бытию» впоследствии должно по возможности облегчИть растущему человеку подготовку к жизни в условиях конкуренции и помочь обрести своё в ней достойное место. Реализуются эти умения, в первую очередь, в совершенствовании своей
языковой компетенции, лингвистическом кругозоре, в способности «чувствовать» и находить для выражения своих мыслей (в каждом случае!) единственно необходимое СЛОВО... И здесь, я думаю, переоценить роль речи самого учителя, ... нельзя. Учительское слово как образец «качественного» оформления собственных мыслей должно давать воспитаннику возможность видеть и слышать, что словом можно в прямом смысле и «убить», и «спасти», " и полки за собой повести" (по В. Шефнеру). Грамотность и языковое чутьё — непременные условия для полноценного существования любого человека. И дать взрослеющему ученику возможность ощутить потребность и кровную необходимость в ТАКОМ слове как средстве самовыражения — обязанность и заветная цель каждого учителя-словесника.
Именно для этой цели практикую различного рода выступления по школьному радио, давая возможность слушателям-ученикам почувствовать аромат и вкус НУЖНОГО и к МЕСТУ сказанного слова.
V. О непреходящей ценности литературного материала, способного формировать КОМПЕТЕНТНОГО читателя
«Сладостно-принудительное» (по определению В.А. Венгерова) чтение (трудное в хорошем смысле этого слова!) должно вовлечь, заставить испытать волнение в решении «вечных вопросов» — сформировать ПОТРЕБНОСТЬ в серьёзном чтении.
Как её, эту потребность, осуществить? Необходимы книги, в «которых дышит время», в которых ест «сцепление времён» (В.Набоков). Как их, эти самые «времена», «сцепить»? — А с помощью привлечения близких по теме и проблематике произведений; проецированием мыслей, образов, конфликтов этих произведений в... наши дни.
"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить полюбить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех её проявлениях«,- писал Л.Н.Толстой. Это слова
классика, в которых дышит наша современность, знание о которой так необходимо подрастающему человеку!
Школьный курс литературы включает в свою программу (а также по усмотрению самого учителя) произведения разной содержательной направленности и тематического разнообразия. Их перечень с обозначенной проблематикой составляет своего рода систему духовно-нравственного формирования и развития учащихся от этапа перехода из начального звена в среднее и до окончания школы.
В предлагаемой ниже таблице — некоторые произведения из перечня для обязательного изучения в школьном курсе классики. А также тексты (по выбору) современной и новейшей литературы, в которых, на мой взгляд, наиболее «выраженно» проступает желание автора вступить во взаимодействие с читателем: вызвать последнего на спор или, напротив, заставить согласиться, т е. стать участником творческого поиска. Здесь же обозначаю проблемы/понятия мировоззренческого характера, которые могут стать предметом обсуждения с учениками при изучении данного художественного текста.
Думаю, что системная, планомерная, «ясно» выстроенная учительская деятельность в контексте обсуждаемого вопроса способствует развитию потребности создавать нравственную систему личностных ценностей учащихся и позитивно воздействовать на их мотивацию.
«Нравственная цель сочинения не в торжестве добродетели и не в наказании порока. Пусть художник заставит меня завидовать угнетённой добродетели и презирать торжествующий порок» — эти слова писателя В. Одоевского об эстетической, а вслед за ней и этико-педагогической
силе художественного произведения утверждают мысль о непреходящей ценности произведения искусства слова и его роли в становлении и укреплении ценностных ориентиров школьников-читателей.
Литературный материал (родо—видовая природа текста) | Мировоззренческие проблемы/понятия, обсуждаемые на уроке во время изучения текста |
5 класс. Фольклор. Сказки. Пословицы. Поговорки. Литература. Л. Н.Толстой. Кавказский пленник Ф.М.Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке. К. Воробьёв. Немец в валенках. (Рассказы) | Добро и Зло. Что такое вечные ценности? Патриотизм. Трудолюбие. Скромность. Красота внутренняя и внешняя. Смелость. Чувство собственного достоинства. Патриотизм. Уважение к жизни других народов. Сопереживание. Милосердие. Сострадание. Тема Дома и Бездомья. |
6 класс. Л.Н.Толстой. Детство (гл.19).(Повесть). В. Распутин. Уроки французского. (Повесть). М.А. Булгаков. Стальное горло. (Рассказ). Лирика. Н. Заболоцкий. Журавли. А.Яшин. Спешите делать добрые дела. (Стихотворения) | Что такое нравственное совершенствование? Статья «Уроки доброты». Духовная память и духовный опыт народа. Нравственный выбор и уважение к личности. Что такое эгоизм? Добросердечие. Жалость ко всему живому. |
7 класс. В. Железников. Чучело. (Повесть) А.С.Пушкин. «Цыганы» (Поэма) | Жестокость и милосердие. Добросердечие и сострадание. Товарищество и дружба. Внутренняя и внешняя свобода человека. Воля и своеволие: что это такое? Воля и своеволие: что это такое? |
8 класс А. С.Пушкин. Капитанская дочка. А. Алексин. Третий в пятом ряду. (Повести) | Семья как основа бытия человека. Любовь и гуманизм как форма существования людей. Бескорыстие в отношении к людям. |
9 класс. А.С.Пушкин. Евгений Онегин. (Роман в стихах) Ч.Айтматов. После сказки. (Повесть) | Любовь в жизни человека. Смысл жизни и назначения человека. Что такое духовная красота? Роль семьи в становлении человека. Любовь как основа его существования. |
10 класс. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Отцы и дети». Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Л.Н. Толстой. Война и мир. (Романы) А.А.Ахматова. Памяти Вали. (Стихотворение) | Осмысление философских категорий жизни и смерти, смысла человеческого существования, «любовь сильнее смерти и страха смерти»..." Связь времен" и её роль в жизни человека. Альтруизм и великодушие. Ответственность человека за себя и окружающих его близких людей Нравственные идеалы человека. Мужество. Самообладание. Справедливость. Отзывчивость. |
11 класс. Литература о революции и Гражданской войне: А.А.Фадеев М.А.Шолохов, М.А.Булгаков, А.Платонов. (Романы, повести, рассказы) К.Воробьёв. Убиты под Москвой. Ю. Нагибин. Встань и иди. (Повести) А.И. Солженицын. Матрёнин двор. В. Распутин. Нежданно-негаданно. Женский разговор. (Рассказы) | Истинный и ложный гуманизм, патриотизм, вера и безверие. Терпение и терпимость. Тема ответственности перед погибшими. Тема покаяния. Роль связи поколений. Праведничество как выражение духовной красоты человека. Верность настоящего человека выбранному пути. «Милосердие ко всему живому». Долг человека перед окружающими его людьми. Ответственность за всё «живое» на земле. |
Бытовало раньше образное выражение: сочинение на аттестат зрелости. Оно должно было показать, что в результате изучения школьного курса языка и литературы ученик способен эстетически
переживать художественный текст, вследствие чего не остаётся он глух и равнодушен к вопросам истинной красоты человека, смысла жизни и смерти, любви, взаимопонимания поколений, не остаётся безразличен к тем трагическим коллизиям, без которых практически невозможна жизнь человека. Выпускник размышляет над проблемами поступка, ответственности перед собой и другими людьми, вопросами чести и совести, которые на протяжении тысячелетий составляли содержание истинных художественных произведений и духовной жизни ...полноценного человека!
По Л.С. Айзерману, нельзя постигать личностный поиск героя художественной литературы вне СВОЕГО вместе с ним ПОИСКА! (формула так называемого «ищущего сознания»).
Сформировать это ИЩУЩЕЕ сознание — значит, помочь ученику в становлении его личности. Это значит дать воспитаннику возможность при помощи художника слова и его творения ощутить свою сопричастность этому миру и осознать необходимость достойного в нём существования. Следовательно, формирование компетентного читателя — это одновременно и воспитание социально зрелой, нравственной личности. Это не два разных процесса. Это процесс двуединый: чем грамотнее, отзывчивее читатель, тем значимее СОЦИАЛЬНЫЙ, педагогический результат чтения. А это, в конечном итоге, путь к формированию ПОЛНОЦЕННОГО человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня (как никогда!) проблема формирования творческого читателя определяется «новым» временем. Это время «предоставляет» растущему человеку, к сожалению, массу «возможностей» для его социализации. Нравственно-эмоциональный дефицит в такой социализации рождает у молодых людей апатию души, эмоциональную глухость, утрату потребности искать ответы на бесконечные «почему», «зачем»... «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными знаками передаёт другим людям испытываемые им чувства. А другой человек заражается этими чувствами и переживает их». (Л.Н.Толстой).
Психологи утверждают, что рамки потребления губительны для развития полноценной (!) личности. Для развития такой личности необходима деятельность созидательная.... Значит, потребность в НАСТОЯЩЕМ читателе продиктована временем! И произведение словесного искусства (при условии его эстетического восприятия и при систематическом чтении) становится своеобразной внутренней проекцией переживания и поведения человека в будущем.
Л.С.Выготский называл эту особенность искусства СРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, «по преимуществу отсроченного во времени».
А это означает, что у настоящего учителя-словесника есть право утешать себя надеждой на то, что в судьбе своего ученика, нынешнего его воспитанника и будущего гражданина страны, его — учительская — роль — не последняя...
Использованная литература