Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ганаева Есита Эминовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru
Этический принцип ненасилия в литературе и общественно-политической лексике на постсоветском пространстве закрепился с конца 1980-х гг., чему способствовали гражданские инициативы и академические исследования философии и этики ненасилия. Для современной концепции ненасилия характерно определение ненасилия как способа преобразовать отдельного человека и межличностные отношения, а далее - общественные институты, взаимоотношения больших масс людей, классов, государств.
Ненасилие исходит из убеждения в самоценности каждого отдельного человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле. Ненасилие делает свой основной упор на доброе начало в человеке. Сторонники стратегии ненасилия считают, что в основе любой власти лежат сотрудничество и послушание граждан, и это справедливо для любых политических режимов и для любых организаций.
Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, подчеркнув роль образования в формировании культуры мира и ненасилия на основе уважения прав человека, демократии и толерантности[1]. Резолюция определила, что культура мира и ненасилия отвечает интересам человечества, в том числе грядущих поколений.
Основополагающим фактором, определяющим отношение к насилию и ненасилию, является мировоззрение человека и коллективное мировоззрение всего общества. Согласно предлагаемой философами парадигме ненасилия, относящейся к «этике убеждения», необходимо изучать основанную на ненасилии деятельность, методы и стратегию ненасилия: ведению диалога, медитации, учиться формулировать альтернативы и осуществлять их.
Все вышеизложенное предполагает соответствующую систему образования. Специальное направление образования представляет работа по формированию культуры ненасилия у молодежи. Студенты должны знать существующие подходы и способы ненасильственного разрешения проблемных вопросов, возникающих во взаимоотношениях между людьми, представлять целесообразность профилактики ненасилия, пути устранения причин и возможностей возникновения насилия. [2]
Современный учебный процесс ориентирован в основном на конкурентоспособного выпускника, вооружение его профессиональными знаниями, умениями, навыками, развитие интеллекта студентов и носит односторонний характер. Воспитательные возможности учебных дисциплин, формирующих нравственные качества, духовные ценности, культуру человеческих взаимоотношений, не используются в должной мере.
Основная цель просветительской деятельности - повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Приоритетными в этом направлении являются следующие задачи:
-использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;
-своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;
-содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;
-способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
-содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
-формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
Правовое просвещение может осуществляться в виде правового информирования, правового консультирования, оказания отдельных видов юридической помощи. Министерство юстиции Чеченской республики предоставило возможность студенческим формированиям - юридическим клиникам, созданным на базе учреждений образования, - осуществлять под руководством преподавателей правовое информирование и консультирование граждан по правовым вопросам (малообеспеченных гражданам, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, детей-сирот, одиноких матерей, многодетных семей, учащихся и других категорий граждан); проводить профилактическую работу по предупреждению правонарушений (выступления по правовым вопросам в организациях и коллективах и др.).
Формированию среды ненасилия способствует и развитие правовой культуры молодежи, от которой зависит уровень ее правовой социализации, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура предполагает не только формирование знания и понимания права, но и формирование правовых суждений о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.
Таким образом, правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.
Таким образом, культура ненасилия предполагает опору не на силу, а на разум и совесть людей. От научности, комплексности подходов, разумного использования воспитательного потенциала, сил, средств и форм воздействия путем целенаправленного и четкого управления воспитательным процессом в значительной степени зависит успех формирования культуры ненасилия молодежи.
Литература: