Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование компонентов профессионально-педагогической культуры у специалистов дошкольной образовательной организации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Койнова Дарья Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2022»  (декабрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 238
Показать PDF версию Формирование компонентов профессионально-педагогической культуры у специалистов дошкольной образовательной организации

Койнова Д.С.
Магистрант ИПиП
Алтайского государственного
педагогического университета,
г Барнаул;

Научный руководитель: Богославец Л.Г.,
к.п.н., доцент АлтГПУ

Аннотация

В статье анализируются и рассматриваются характеристики основных компонентов профессионально- педагогической культуры специалистов дошкольной образовательной организации (далее- ДОО); уточняются виды педагогической деятельности в структуре компонентов профессиональной культуры.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, педагогическая культура, компоненты профессиональной культуры, ценности культуры, педагогическая деятельность.

В последние годы в период модернизации образования в Российской Федерации постепенно восстанавливается «пробел», «дефицит» в области профессионального развития и самореализации, самоактуализации педагога ДОО в профессии.

Проблема качества педагогических кадров рассматривается как приоритетная в документах, определяющих государственную политику в сфере образования: Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральгом государственном стандарте дошкольного образования; государственной программе «Развитие Образования»; национальном проекте «Образование на 2010-2024 годы» и др. В этих нормативно-правовых документах отмечается, что задачи государственной политики в сфере образования заключаются в формировании системы непрерывного обновления работающими педагогами своих профессиональных знаний, приобретения ими новых профессиональных навыков, формирования устойчивых позиций профессионально-педагогической культуры на платформе непрерывного образования, результативности действия методической службы ДОО.

В этой связи особую актуальность и значимость приобретает сегодня проблема совершенствования компонентов педагогической культуры специалистов ДОО, как меры и способа реализации их потенциальных творческих возможностей и способностей в индивидуально-профессиональной деятельности. [1]

Педагоги дошкольного образования решают разнообразные профессиональные задачи, которые отражают специфику их профессиональной деятельности.

В этой связи педагогическая культура специалиста ДОО включает ряд самостоятельных видов деятельности: учебно-методическую, познавательно-исследовательскую, воспитательскую, общественно-педагогическую.

В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Л.А. Новикова отмечают, что «педагогическая профессия появляется с момента осознания необходимости передачи опыта одного поколения другому, она является также результатом разделения умственного труда в человеческом обществе. По мере овладения опытом педагогической деятельности, знаниями, умениями, навыками воспитания и обучения педагог становится носителем педагогической культуры.» [2;3]

Рассмотрим и охарактеризуем более подробно компоненты педагогической культуры на основе анализа исследований В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева.

Первый компонент педагогической культуры — аксиологический, содержит комплекс педагогических ценностей. Перед человеком, занимающимся педагогической деятельностью важным будет осмысление, оценка педагогической реальности и действительности, поиск решений в конкретных ситуациях взаимодействия с ребенком. Этот компонент педагогической культуры включает психолого-педагогические знания, уровень владения педагогической рефлексией, педагогический такт в общении, дружелюбие к детям и их родителям, потребность в самореализации.

Второй компонент профессионально-педагогической культуры — технологический и он представляет собой способ организации содержательной педагогической деятельности. Формирование этого компонента позволяет создавать, обрабатывать и закреплять в деятельности идеи, технологии, эталоны и нормы педагогической культуры. Технологическая характеристика педагогической культуры при качественной организации детских видов деятельности, культурно-образовательных практиках, реализации приемов и способов педагогического воздействия и взаимодействия в детском коллективе, индивидуально-творческого и диалогического подхода в работе с детьми.

Характеристики третьего компонента — творческого — создают платформу индивидуально-творческой деятельности, импровизации, оригинального решения педагогических задач и ситуаций. В структуре методической работы в ДОО организуются семинары-практикумы, мастер-классы, интенсив-проекты по развитию творческой индивидуальности педагогов.

Четвертый компонент педагогической культуры- личностный, включает интересы, возможности, потребности, способности педагога, его социальный и педагогический опыт, проявление социальной активности. При организации методической работы используются активные формы, способствующие профессиональному развитию педагогов, их способностей, минимизации профессиональных дефицитов: тренинги профессионального общения и взаимодействия, Конкурсы профессиональной напрвлености.

Таким образом, совокупность обозначенных компонентов педагогической культуры, их реализация в практической деятельности выступают внутренним содержанием культуры педагога ДОО.

Следует отметить, что поворот ДОО к ребенку и осуществлению нового личностно-ориентированного воспитания невозможен без изменения стиля мышления и поведения педагога, комплексного формирования и целенаправленного развития у него компонентов профессионально-педагогической культуры.

Именно принципы дошкольного образования, заложенные в нормативном документе — ФГОС ДО-[4] ориентируют педагогов на личностно-ориентированный, гуманистический фактор в деятельности воспитывающих взрослых и детей, на учет их потребностей, возможностей, инициатив, интересов и желаний в целостном образовательном процессе на основе деятельностного подхода.

Библиографический список

1. Алещенко С.В. Развитие педагогической культуры как условие гуманизации воспитательной системы школы// Методист, −2011,- № 3.- с 50-53

2. Сластенин В.А., Филипенко Н.И. Профессиональная культура учителя.- М.,- 1998

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавания высшей школы, Учебное пособие.- М.- Белгород.: «Везелица»- 2000.- 120с.

4. Концепция ФГОС дошкольного образования -М.; ТЦ "Сфера",- 2015.