Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Осипова Ольга Олеговна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2016»  (сентябрь)
Количество просмотров статьи: 1687
Показать PDF версию Формирование коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры

Осипова Ольга Олеговна
Воспитатель МБДОУ д/с «Ёлочка»
Россия, республика Хакасия, г. Абакан
olga.osipova2020@yandex.ru

В своей группе мы столкнулись с проблемой наличия у детей раннего дошкольного возраста низкой коммуникативной компетенции. В силу своих возрастных особенностей дети отличались неумением выражать свои эмоции, чувства, просьбы, а если выражают то это происходит в резкой форме, у детей отмечалось неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней, что приводило к проблемам в общении со сверстниками и с взрослыми. Поэтому для решения этой проблемы мы выбрали сюжетно-ролевую игру. Так как в сюжетно ролевой игре дети вступают в непосредственное общение со сверстниками. В выборе сюжета для ролевых игр основывались на ближайшем окружении ребенка, то, что наиболее знакомо, что встречается в его жизни каждый день и о чем он имеет наибольшее представление. В основном сюжетно-ролевые игры, которые мы использовали, отражали труд взрослых «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Поход в гости». Для того чтобы игры были интересны, привлекательны и способствовали формированию коммуникативных компетенций создавали, подбирали соответствующие атрибуты к игре, пополняли предметно-игровую среду, помощь нам оказали родители сшили костюмы врача, продавца, принесли нехватающие атрибуты, содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей.

Так как воспитатель это участник игры, и исполняет роль, то, по началу мы воспитатели брали на себя главную роль «Я продавец, дети – покупатели», «Я врач, дети – пациенты». Таким образом, проигрывалось игры какой-то период, далее видя, что дети уже готовы взять главную роль, то есть усвоили определенные ролевые навыки, овладели определенными навыками общения, могли играть и главные роли. При этом воспитатель продолжал быть игроком, способствовал развитию игрового сюжета, провоцировал на правильную реакцию, применение речевых клеше в соответствии с сюжетом. В процессе игры мы видели, что детям игра доставляла радость, удовольствие, дети наряжались в костюмы врача, продавца, наряжались в гости, одевали шляпки, бусы брали с собой сумочки, учились терпению, умению договариваться в распределении ролей, подборе атрибутов, учились уступать. Потом все проигранные сюжеты, нормы общения стали переносить в самостоятельную игровую деятельность. Если какие-то моменты общения западали, то они снова обыгрывались в сюжетно-ролевых играх.

Такая целенаправленная деятельность на улучшение коммуникативных компетенций велась в течение полугода. В результате системного применения сюжетно-ролевых игр работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов, у детей улучшились навыки общения, обогатились сюжеты игр, усвоились определенные нормы детского сосуществования.