Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование коммуникативной компетенции у IT-студентов посредством обучения диалогической речи

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Короткая Марианна Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2022»  (ноябрь, 2022)
Количество просмотров статьи: 58
Показать PDF версию Формирование коммуникативной компетенции у IT-студентов посредством обучения диалогической речи

Короткая Марианна Викторовна
старший преподаватель
ГГУ имени Ф. Скорины,
Беларусь, г. Гомель

Основная цель обучения иностранному языку в современном обществе заключается в том, чтобы подготовить компетентного специалиста, способного успешно осуществлять межкультурную коммуникацию. Овладение навыками диалогической речи как одной из основных форм речевого общения является ключевым компонентом обучения иностранному языку в вузе.

Важным аспектом при формировании у IT-студентов коммуникативных навыков считается развитие интереса обучающихся к изучению иностранного языка. Как известно, стимулом к любому действию всегда является мотив, который вырабатывается основе индивидуальных потребностей. В реальном общении потребности диктуют конкретные жизненные ситуации, в учебном процессе — мотивы изучения языка (в будущем получить высокооплачиваемую должность в IT-компании, общаться с зарубежными коллегами, участвовать в международных профессиональных форумах и конференциях и т.п.). Потребности реализуются посредством определенных условий, или ситуаций, в которых используются различные виды общения: а именно, аутентичное, имитационное или учебное. Введение объемного лексического материала в устные темы и профессионально-ориентированные тексты, а также включение в них диалогов оказывает положительное влияние на формирование интереса к изучаемому иностранному языку, что, естественно, способствует более качественному овладению языковым материалом.

В качестве главного средства формирования коммуникативных навыков диалогической речи следует использовать упражнения, а в качестве вспомогательных средств — картины, циклы картин, учебные аудио и видеофайлы и т.п., которые могут стать опорой при ведении диалога.

На своем занятии преподаватель выступает в роли художника-творца, который может успешно реализовывать свои творческие способности в структуре занятия и включать всевозможные приемы обучения студентов языку. Как показывает практика преподавания английского языка студентам IT-специальностей, на занятии целесообразно разучивать уже готовые диалоги, компоновать диалогические контексты на основе имеющихся лексических и грамматических клише, а также составлять собственные диалоги на заданную тематику.

При разучивании готовых диалогов следует обращать внимание на инсценировку диалога по ролям и смену ролей, учитывая при этом интонационные модели определенных синтаксических структур (например, небольшие диалоги по теме «University» содержат определенный набор лексических единиц наряду с общеупотребительными устойчивыми выражениями). Компонуя диалогические контексты на тему «British Universities», можно использовать карточки с готовыми клише, географические карты. При составлении собственных диалогов на тему «Our University» студенты могут использовать следующие темы: 1) опишите свое первое впечатление от университета; 2) какую новую информацию об университете вы узнали из текста; 3) дайте совет выпускнику школы; 4) кто помог вам выбрать будущую профессию? и т.п.

Если к тому же иллюстрировать диалоги мимикой и жестами, сопровождать комментариями (например, отражающими менталитет, традиции и обычаи страны изучаемого языка), это существенно упростит работу над диалогом и поможет раскрыть тему. Особое внимание следует уделить содержанию разговора. Т.к. работа над актуальной темой будет проходить намного активнее. Задействование творческих способностей студентов, проявление инициативы с их стороны, а также привлечение дополнительного материала для беседы сделает подготовку к диалогу более интересной и продуктивной.

Таким образом, из всего вышесказанного можно заключить, что систематическая работа над диалогической речью с применением вышеперечисленных методов способствует формированию коммуникативных навыков у студентов, которые вырабатывают привычку применять изученный лексический и грамматический материал в различных разговорных контекстах.