Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование ключевых компетенций младших школьников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 4443
Показать PDF версию Формирование ключевых компетенций младших школьников

Штербова Лилия Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ Перхушковская ООШ Одинцовского района
Московской области
E-mail: shterbova@intmail.com

Аннотация. В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства в становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

В статье рассмотрена организация исследовательской и проектной деятельности младшего школьника, в процессе которой ученик не просто получает знания об исследуемых процессах, формирует и развивает навыки и умение работать над проектом и проводить исследование, а в процессе которых происходит формирование ключевых компетенций учащихся.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, ФГОС, ключевые компетенции.

Abstract. In recent years have increasingly expressed the idea that the pupil should not do to education, and to achieve a certain level of competence in the ways of life in human society to justify social expectations of our state in the development of a new employee having the need to creatively solve complex professional tasks.

The article discusses the organization of research and project activity of younger pupils, in which the student not only receives knowledge about the studied processes, forms and develops the skills and ability to work on a project and to carry out research, and in the process, which takes place the formation of key competencies of students.

Key words: project activity, research activity, GEF, core competencies.

Целью учреждения образования сегодня является не только подготовить выпускника, способного к успешному продолжению обучения в высшем учебном заведении, но и в первую очередь воспитать всесторонне развитую личность, обладающую высоким творческим потенциалом и умением реализовать его в различных областях знаний в условиях динамично изменяющейся социально-экономической жизни страны. Данная задача требует постоянного совершенствования учебного процесса, а именно: увеличения активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению — методов обучения, в основе которых лежит научно-исследовательская деятельность учащихся. Необходимо создавать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования и формированию и развитию умений и навыков исследовательской деятельности: умение находить нужную информацию, работать с рекомендованной литературой, умение критически осмысливать материал, сопоставлять понятия и явления, делать выводы и, конечно, умение четко и ясно излагать свои мысли [4, с. 154].

Важное место в реализации приоритетных направлений образования в современном информационном обществе занимает проектно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой — приобщение учащихся к исследовательской работе, творческое развитие личности, пробуждение инициативы, стремления к самостоятельному поиску, выявление профессиональных предпочтений, формирование умений публичного выступления, инициативных качеств.

Включение учащихся в исследовательскую деятельность позволяет:

— стимулировать их естественный интерес к науке и познанию;

— реализовать право учащихся на творчество;

— усилить учебно-познавательную мотивацию;

— повторить теоретические знания, пополнить их в процессе практического решения поставленной проблемы;

— формировать и развивать навыки организации и проведения исследования;

— реализовать полученные результаты на практике;

— проявить самостоятельность и инициативу;

— содействовать успешной адаптации учащихся в социуме;

— создать научные сообщества учащихся;

— развивать ответственность каждого члена исследовательской команды за общий результат.

Исследовательская деятельность предполагает, в первую очередь, умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Нужно получать информацию не только из книг, журналов, сети Интернет и других официальных и неофициальных источников, но и из окружающего мира, который таит в себе огромный объем знаний. Исследовательская деятельность органично включается в учебный процесс, где учащиеся впервые открывают для себя то, что в науке уже давно открыто, но для них ново.

Первое направление в формировании исследовательской деятельности — нестандартные формы организации учебного процесса. Они позволяют развивать познавательный интерес учащихся, совершенствовать их учебные умения и навыки, а также мотивировать на дальнейшее, более глубокое изучение предмета.

Таким образом, исследовательская деятельность развивает и самостоятельность, и творчество школьников, что в конечном итоге, обеспечивает быструю адаптацию к вузовской программе.

В настоящее время процесс обучения всё больше связывается с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, который обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала ребёнка, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу.

Сегодня уже понятно, что исследовательские умения, к которым относятся умение видеть проблему, формировать цель предстоящей работы, планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать и классифицировать собранную информацию, проводить эксперимент, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, необходимы не только людям, жизнь которых связана или будет связана с наукой, но и каждому человеку в повседневной жизни. Поэтому формировать ключевые компетенции необходимо уже в младшем школьном возрасте.

В связи с этим необходимо создавать образовательную среду, в которой бы формировалась личность ребёнка-исследователя.

В результате проектной и исследовательской деятельности у младших школьников формируются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные и ценностно-смысловые ключевые компетенции [2, с. 43].

Управление исследовательской деятельностью учащихся необходимо направить на достижение сформулированных целей, задач и реализовывать в системе «Урок — факультативные занятия — внеурочная и внеклассная деятельность» при тесной взаимосвязи учителя, учеников и их родителей, без чего невозможно достичь желаемого результата. А.С. Макаренко писал: «Увлечь другого может лишь тот, кто увлечён сам». Если учитель заинтересован в организации и проведении исследовательской деятельности, то увлечь даже младших школьников исследованиями не составит труда. Это обусловлено возрастными особенностями малышей — постоянное желание к открытиям и экспериментам, познание нового и неизвестного, неутомимая жажда новых впечатлений.

Со всем этим ребёнок приходит в школу, и именно здесь, на первой ступени обучения, начинается процесс формирования исследовательской культуры учащихся младшего школьного возраста.

В 1-2 классах проходит начальное формирование мыслительных умений и навыков, подготовительная работа к исследовательской деятельности. 3-4 классы — благоприятное время для организации доступных детскому возрасту исследований.

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников разнообразна по своей сути и предназначению, степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах исследовательской деятельности можно представить таким образом [3, с. 112]:

1) На подготовительном и результативно-аналитическом этапах преобладает взаимодействие УЧИТЕЛЬ — ученик;

2) На этапах планирования, исследования и отчётно-презентационном этапе преобладает взаимодействие УЧЕНИК — учитель. От того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе — этапе погружения в исследование, зависит судьба исследования в целом. От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Учитель должен очень хорошо представлять направление будущего исследовательского поиска и проблему, которую необходимо решить.

На результативно-аналитическом этапе роль учителя также очень велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти к умозаключениям. Это поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Детям нравится работать над созданием проекта: создавать и защищать собственный продукт. Во-первых, при подготовке к проекту дети самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас, открывают для себя много нового, интересного, неизвестного. Они хотят создать свои новые проекты, а те, кто не принимал участие в проектной деятельности, просят дать им попробовать свои силы в их создании.

Проектно-исследовательская деятельность может быть организована на базе школы в специально оборудованных помещениях, с использованием необходимой материально-технической базы, программного оснащения и информационно-технологического обеспечения.

Для организации проектно-исследовательской деятельности должно быть выделено несколько помещений: спортивный зал, изостудия, хореографический зал, актовый зал, библиотека, кабинеты.

В одном из проектов объектом нашего исследования стал лес, а тема исследования звучала как «Возвращённый лес».

При постановке цели перед работой над проектом с учащимися была проведена беседа, из которой выяснилось, что для изготовления тетрадей, книжек, учебников, дневника, альбомов, нужных каждому ученику в учебном году, требуется много бумаги. Всем давно известно, что бумагу делают из древесины. Учащиеся захотели решить задачу: сколько весит израсходованная ими бумага, сколько древесины требуется для получения такого количества бумаги, сколько деревьев надо для этого срубить. А ещё им захотелось узнать, сколько лет растёт дерево, прежде чем его можно будет использовать для производства бумаги. В итоге необходимо было решить, сколько деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть Земле вырубленные для учёбы леса.

Этап реализации проекта является ведущим в формировании у младших школьников основных умений и навыков самостоятельной творческой поисковой работы, развитии ключевых компетенций. В ходе работы были проведены практические занятия по сбору макулатуры, сбору необходимых данных для проведения расчётов, проведены экологические опыты на тему: «Как сделать бумагу из макулатуры». Учащиеся смогли доказать, что акция по сбору макулатуры является ресурсосберегающей, ведь одна тонна макулатуры экономит четыре кубометра древесины. Это значит, что участие в акции вносит свой вклад в сохранение лесов.

Результатом, подводящим итог проделанной работы, стало решение принимать ежегодно участие в акции по сбору макулатуры [5, с. 8].

По данной теме были проведены информационные часы. Ребята написали заметку в свою газету, где поделились впечатлениями от проекта. В ходе работы над проектом у детей возникло желание поучаствовать в акции «Посади дерево».

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Поэтому необходимо организовывать исследовательскую деятельность с учётом интересов, увлечений и способностей учащихся.

Исследование, с точки зрения обучающегося, — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

Исследование, с точки зрения учителя, — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет формировать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся.

Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач образования и развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему, средством восполнения и развития интеллектуального потенциала общества.

В практике учреждений общего среднего образования процесс обучения ориентирован на получение новых знаний с помощью репродуктивных методов, мало внимания уделяется обучению поисковой деятельности, реализации исследовательского подхода.

Причинами этого, с одной стороны, является недостаточный профессионально-педагогический уровень подготовки педагогов, не позволяющий широко внедрять инновационные процессы в школе, использовать в полной мере прогрессивные образовательные технологии и создавать эффективные методические условия обучения и воспитания, с другой — слабая разработанность методических основ организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся в процессе овладения обобщенными и сложными знаниями, исследовательскими компетенциями, которые обусловлены новыми стандартами образования, а также слабая материальная база некоторых учебных учреждений [1, с. 7].

Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся — процесс сложный и кропотливый. Чтобы сделать его наиболее эффективным, важно учитывать проблемы, вскрытые при исследовании в данной области:

— развитие исследовательской деятельности учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов в обучении, установкой педагогов на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний;

— основными видами исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступает подготовка рефератов, докладов, сочинений, лабораторных работ, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;

— исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учета их структуры и логики развития, что затрудняет формирование у учащихся творческих способностей;

— педагоги начинают уделять больше внимания развитию исследовательских умений у учащихся старшей ступени обучения.

На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов — это развитие ключевых компетенций ученика.

В результате использования проектной и исследовательской деятельности у младших школьников развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, так как учащийся в процессе деятельности постоянно взаимодействует и общается с другими участниками исследовательской деятельности или проекта, высказывает свою точку зрения, обосновывает ее, а также учиться слушать и уважать чужое мнение; социальная (в ходе проектной или исследовательской деятельности ученик приобретает навыки работы в группе); продуктивная — появляется возможность создать собственный продукт. Формирование эти ключевых компетенций в полной мере соответствует ФГОС НОО.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность — это особая философия образования, философия цели и деятельности, философия результатов и достижений. Она ориентирована на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникальна. Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся и педагогов, и поэтому эффективна. Она формирует опыт деятельности, и поэтому незаменима.

Список литературы

  1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. —  5. — С. 3 — 10.
  2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 59 с.
  3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 3. — 201 с.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. — 231 с.
  5. Феськова, Е. В. Становление исследовательской компетентности учащихся в дополнительном образовании и профильном обучении: автореф. дис. канд. пед. наук / Е. В. Феськова.  Красноярск: ГПП КК «Сибирь», 2005. — 22 с.