Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование качеств личности в контексте толерантности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ярычев Бадрудин Увайсович
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 3597
Показать PDF версию Формирование качеств личности в контексте толерантности

Ярычев Бадрудин Увайсович,
ассистент кафедры теории и технологии социальной работы
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет".

Ставя проблему формирования толерантных качеств личности в образовании, необходимо учитывать различные религиозно-философские учения в форме вопроса о веротерпимости, согласно которым терпимость как принцип общественного устройства вначале утверждалась как веротерпимость. Полагаем необходимым выделить ряд сущностных характеристик толерантности, на которых базируются ведущие мировые религии.

В таблице представлены систематизированные сущностные характеристики толерантности по разным религиозным основаниям и выражения толерантных отношений в текстах разных религий. Анализ показывает, что все принципы терпимого отношения к окружающим выражаются через общую для всех религий доктрину любви к ближнему, отражающую универсальные принципы толерантных отношений Человека к Человеку, вне зависимости от национальной, этнической, социальной или культурной принадлежности.

Сущностные характеристики толерантности по религиозным основаниям


индийская религиознофилософская традиция

строгое соблюдение этических правил поведения: гуманизм, терпимость, борьба с негативными эмоциями, создание позитивного настроя, невмешательство в существующий миропорядок

буддизм /конфуцианство

добродетель, близкая по смыслу к примиренчеству и осуществляемую в форме личной позиции;

важный моральный принцип для индивидуума и этическое правило для общества;

уважение достоинства жизни, содержит учение о ненасилии

ислам

сознательное продвижение определенно положительных качеств личности: вера, справедливость, прощение, сострадание, благодеяние, правдивость, великодушие

христианство

нравственная категория терпимости близка по смыслу сочувствию, состраданию, самопожертвованию, «милости к падшим»; духовное свойство терпимости близко к жертвенности


Исследуя феномен толерантности, следует отметить его зарождение и оформление в связи с зарождением самого человеческого общества и закреплением его правовой основы, то есть характеристики проявление социальной межличностной толерантности, на содержательное наполнение которой оказывали и продолжают оказывать влияние исторические и политические традиции, культурное своеобразие и состояние социума.

Так эпоха Античности становится эпохой становления правового статуса толерантности, рассматривая её как «признание и уважение прав и свобод человека, которые, несмотря на все различия, должны быть одинаковыми для всех» [1,с.42]. По мнению учёных, взгляды греческой античной толерантности предвосхитили гуманистические идеи эпохи Просвещения.

Современная западная культура толерантности основывается на тех же принципах, что и веротерпимость в изложении мыслителей Просвещения: уважение к собственности, уважение к правам человека, уважение к правовым институтам общества. Смысловым центром этого принципа, стал принцип приоритета суверенной человеческой личности и принадлежащих ей неотчуждаемых прав. В западноевропейской культурной традиции права человека как такового признаются неприкосновенными пока собственные действия индивида не выходят за рамки закона и не нарушают столь же суверенных прав других. Важно отметить, что культурная норма (толерантность в нашем понимании) в этом случае состоит в том, что принадлежность человека к некоторой иной традиции (включая конфессии), равно как и вообще любая его «инаковость» не рассматриваются как достаточные основания для дискриминации. Принятие другого предусматривает наряду с этим одновременное признание и сохранение своей и его идентичности, поскольку только человек, признающий и понимающий ценности своей культуры, способен принять существование ценностей других людей.

Педагогический смысл этой мысли заключается в необходимости глубокого изучения своей культуры. Это находит отражение в языке и культуре народа.

Определяя сущность толерантности, необходимо отметить свойство её устойчивости, представляющее толерантность органической составляющей менталитета и личностным качеством индивида сформированным на системе приобретённых прочных предрасположенностей, порождающих и организующих человеческие практики взаимодействия [1,с.43].

Необходимо также отметить три вида толерантности: толерантность как система установок, связанных с этическими и расовыми различиями; конформную толерантность; толерантность как черту характера. Толерантность представляется, в том числе, и в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.[2,с.340]

Обобщая все вышесказанное, отметим, что многоаспектность феномена толерантности позволяет рассматривать её как интегративное личностное качество, которое определяется: психологической устойчивостью; системой позитивных установок; совокупностью индивидуальных качеств; системой личностных и групповых ценностей, то есть теми характеристиками индивида, которые определяют его способность активного позитивного взаимодействия с самим и внешней средой, восстановления своего психического равновесия и успешной социоадаптации. Наличие сформированных вышеозначенных устойчивых личностных характеристик позволяет утверждать о толерантности как интегративной характеристики психологически зрелой личности, в систему инструментальных ценностей которой и входит толерантность.

Различные уровни толерантности как инструментальной нормы, демонстрирующей культурные ценности общества, универсальные образцы поведения, представляются как стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Современное поликультурное общество, представляющее различные культурные контексты, имеющие свою собственную историю и свои основные принципы, выдвигает основной принцип толерантности: принятие различия культур в современном мире. В то же время даже в рамках одной культуры каждый человек обладает своей индивидуальной толерантностью, и она не является константой - она может меняться и меняется на протяжении его жизни. Таким образом, по мнению исследователей, толерантность имеет не только коллективное, но и индивидуальное измерение.


Литература:

  1. Бидова Б.Б. Личностно-ориентированная образовательная концепция высшего профессионального образования как элемент профилактики экстремизма (http://haa.su/AmV/) // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования.(http://haa.su/AmW/) 2013.№ Специальный выпуск 2. С. 40-46.

  2. Богданова А.И. Формирование ценностного отношения к толерантности в условиях поликультурной образовательной среды // Фундаментальные исследования (http://haa.su/AmN/). -2012. - № 9. - С. 337-341.