Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Батяйкина. Е.В
магистрант АлтГПУ
Научный руководитель: Богославец. Л.Г
кандидат педагогических наук, доцент АлтГПУ,
г. Барнаул.
Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования игровой активности у детей старшего дошкольного возраста
Ключевые слова: игровая активность, дети старшего дошкольного возраста, дошкольное образование, условия, педагогические технологии, игровые методы обучения, развитие личности.
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности.
В данной статье представлен подход, который на наш взгляд помогает каждому ребенку найти прикладное применение своим знаниям через реализацию собственной внутренней активности в виде ее деятельности — игре.
Последнее время беспокойство со стороны педагогов — психологов, педагогов — практиков вызывает сделанный на основе тщательного анализа психолого — педагогической литературы и практики вывод «об уточнении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю; игры из жизни детского коллектива, а у многих детей наблюдается достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии» (В. В. Абраменкова, Е. С. Смирнова, С.А. Шмаков и др.)
Наблюдения показывают, что в современных условиях игра ребенка и особенно проявление его активности в ней — это уже не спонтанные сюжетные игры, за последние
Поэтому " концептуальной идеей в организации детских видов деятельности — сохранить детскую картину мира со всеми ее индивидуальными особенностями и проявлениями, поддержать детское «я в игре » - считает Л. А. Пенькова [1].
В основе такого подхода лежат принципы гуманистической педагогики:
— в личности ребенка нет сильных и слабых сторон, она рассматривается с точки зрения ее самоценности и индивидуальности.
— в каждом ребенке заложена активность и способность к самореализации (потенциал развития);
— степень реализации потенциала личностного развития во многом определяется организационно — педагогическими условиями, в которых находится ребенок. (А. М. Акимова, В. В. Абраменкова и др.) [2].
Данные принципы определяют портрет ребенка-выпускника дошкольного образовательного учреждения с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО:
— обладает индивидуальными отличительными особенностями;
— имеет сферы, где активно проявляет себя;
— адаптивно чувствует себя в мире и детско — взрослом коллективе;
— позитивно воспринимает себя и окружающее;
— имеет такие личностные качества, как активность и самостоятельность, умение ставить и решать проблемные задачи, осуществлять выбор, проявлять творчество и гибкость в ситуациях перемен[3].
В игровой деятельности активность ребенка является базовым качеством ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру, а потребность активного отношения в процессе игры служит потенциалом движущих сил развития ребенка.
В современной науке все больше распространяется идея о саморазвитии, в которой активность человека приобретает основополагающее значение. Активность — это первый из трех факторов, определяющих развитие в " онтогенезе; два следующих — генетические и средовые— достаточно используются в современном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения это могут быть — («Центры игры — » Поликлиника«; «МЧС»; " Парикмахерская" ; " Семья «; » Школа"; " Магазин«; «Зоопарк»). [2].
Анализ психолого — педагогической литературы свидетельствует, что собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами: согласованностью; преодолением; осознанием собственного положения; интересом к новому в процессе игры.
В игровой деятельности активность ребенка может проявляться во внешнем и внутреннем поведенческих планах: при этом внутренней активности может соответствовать некоторая составляющая активности внешней, но не обязательно. Эти позиции определяют субъектность данного явления, то есть существует точка приложения знания общения в игре конкретным субъектом. Внешние формы приложения или проявления могут быть совершенно различными:
— вынесение суждений о чем-либо (договаривается о выборе игры, ее тематике);
— анализ ситуации и планирование деятельности (выбирает роли в игре и ситуации);
— информационный поиск (что ребенок знает о тематической направленности и содержании сюжета игры);
— разработка алгоритма деятельности (поэтапно планирует действия в игре; выбирает предметы — заместители);
— нахождение пробелов в собственных ресурсах; (обыгрывает предметное пространство в игре, наполняет выбор атрибутами);
— определение границ собственной компетентности и игровые действия, активность в игре (реализует сюжет, рефлексия).
В этой связи активность ребенка может рассматриваться и как структурообразующий признак деятельности психики наряду с побуждениями, эмоциональностью и саморегуляцией, выполнением игрового действия. Опыт практики свидетельствует, что игровая и свободная деятельность ребенка является точкой приложения его собственных усилий. «Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желание действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой», — считает Д.И. Фельдштейн[4].
По этому параметру детей в процессе игры можно разделить на группы: инертных; пассивных; спокойных; инициативных; активных; интенсивных. Следует отметить, что дети с обозначенными характеристиками типологии и деятельности, бывают в каждой возрастной группе детского сада.
Идея о потенциальной возможности включения собственной активности ребенка в организованно построенный образовательный процесс с целью повышения эффективности и расширения задач развития, определяют и принципы работы педагога ДОУ: обогащения пространства игровой деятельности; поддержка детских инициатив; реализация — позиции партнера в игре[4].
Данные позиции способствуют осуществлению линий актуализации детского развития. Первое направление, которое можно использовать в образовательном процессе ДОУ — собственное развитие активности ребенка. Методы активизации собственной деятельности через зону затруднений ребенка в видах игровой деятельности. Важное направление включает стимулирование мотивации деятельности через зону собственных предпочтений в игре при распределении ролей, игровых сюжетов. [5].
О. А. Степанова отмечает, что «активность — движение в направлении реализации собственной внутренней потребности», при этом выделяет ее признаки, которые выражаются в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности; определяется наличием собственной цели в игре; предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной профессиональной деятельности в игре[6].
Таким образом, формирование активности детей в игре выступает важной задачей процесса деятельности педагога на этапе успешной социализации периода дошкольного детства.
Список использованной литературы
Л. А. Пенькова, Т. И. Самофалова, Г. М. Каратаева / Мир общения ребенка// Ребёнок в детском саду. — 2005. — № 2.
Абраменкова, В.В Социальная психология детства: учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей. — Москва : ПЕР СЭ, 2008.
Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — Москва.: Юрайт, 2013.
Фельдштейн, Д.И Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : избранные труды — Москва : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1999.
Пенькова, Л.А и др.. / Развитие игровой активности дошкольников : методическое пособие / - Москва : Творческий центр «Сфера», 2010.
Степанова. О.А / Игровая школа мышления: методическое пособие. — Москва. : Сфера, 2003.