Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Формирование игровой активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Батяйкина Екатерина Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №1 2025»  (январь, 2025)
Количество просмотров статьи: 68
Показать PDF версию Формирование игровой активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Батяйкина. Е.В
магистрант АлтГПУ

Научный руководитель: Богославец. Л.Г
кандидат педагогических наук, доцент АлтГПУ,
г. Барнаул.

Аннотация:

В статье рассматривается проблема формирования игровой активности у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в условиях дошкольного образовательного учреждения; обосновывается роль игры как основного средства развития и воспитания ребенка; анализируются современные подходы к организации игры с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; описываются формы и методы работы педагогов, направленные на стимулирование интереса к игре и развития творческой активности.

Ключевые слова: игровая активность, дети старшего дошкольного возраста, дошкольное образование, условия, педагогические технологии, игровые методы обучения, развитие личности.

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности.

В данной статье представлен подход, который на наш взгляд помогает каждому ребенку найти прикладное применение своим знаниям через реализацию собственной внутренней активности в виде ее деятельности — игре.

Последнее время беспокойство со стороны педагогов — психологов, педагогов — практиков вызывает сделанный на основе тщательного анализа психолого — педагогической литературы и практики вывод «об уточнении» первичного игрового пласта в общечеловеческой культуре и постепенный уход в небытие в первую очередь игр, имеющих тысячелетнюю историю; игры из жизни детского коллектива, а у многих детей наблюдается достаточно выраженные симптомы «игровой дистрофии» (В. В. Абраменкова, Е. С. Смирнова, С.А. Шмаков и др.)

Наблюдения показывают, что в современных условиях игра ребенка и особенно проявление его активности в ней — это уже не спонтанные сюжетные игры, за последние 5-6 лет в играх детей произошли существенные изменения. Дети дошкольного возраста стали меньше играть и проявлять активность в игре.

Поэтому " концептуальной идеей в организации детских видов деятельности — сохранить детскую картину мира со всеми ее индивидуальными особенностями и проявлениями, поддержать детское «я в игре » - считает Л. А. Пенькова [1].

В основе такого подхода лежат принципы гуманистической педагогики:

— в личности ребенка нет сильных и слабых сторон, она рассматривается с точки зрения ее самоценности и индивидуальности.

— в каждом ребенке заложена активность и способность к самореализации (потенциал развития);

— степень реализации потенциала личностного развития во многом определяется организационно — педагогическими условиями, в которых находится ребенок. (А. М. Акимова, В. В. Абраменкова и др.) [2].

Данные принципы определяют портрет ребенка-выпускника дошкольного образовательного учреждения с учетом целевых ориентиров ФГОС ДО:

— обладает индивидуальными отличительными особенностями;

— имеет сферы, где активно проявляет себя;

— адаптивно чувствует себя в мире и детско — взрослом коллективе;

— позитивно воспринимает себя и окружающее;

— имеет такие личностные качества, как активность и самостоятельность, умение ставить и решать проблемные задачи, осуществлять выбор, проявлять творчество и гибкость в ситуациях перемен[3].

В игровой деятельности активность ребенка является базовым качеством ребенка и влияет на его позицию по отношению к миру, а потребность активного отношения в процессе игры служит потенциалом движущих сил развития ребенка.

В современной науке все больше распространяется идея о саморазвитии, в которой активность человека приобретает основополагающее значение. Активность — это первый из трех факторов, определяющих развитие в " онтогенезе; два следующих — генетические и средовые— достаточно используются в современном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения это могут быть — («Центры игры — » Поликлиника«; «МЧС»; " Парикмахерская" ; " Семья «; » Школа"; " Магазин«; «Зоопарк»). [2].

Анализ психолого — педагогической литературы свидетельствует, что собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами: согласованностью; преодолением; осознанием собственного положения; интересом к новому в процессе игры.

В игровой деятельности активность ребенка может проявляться во внешнем и внутреннем поведенческих планах: при этом внутренней активности может соответствовать некоторая составляющая активности внешней, но не обязательно. Эти позиции определяют субъектность данного явления, то есть существует точка приложения знания общения в игре конкретным субъектом. Внешние формы приложения или проявления могут быть совершенно различными:

— вынесение суждений о чем-либо (договаривается о выборе игры, ее тематике);

— анализ ситуации и планирование деятельности (выбирает роли в игре и ситуации);

— информационный поиск (что ребенок знает о тематической направленности и содержании сюжета игры);

— разработка алгоритма деятельности (поэтапно планирует действия в игре; выбирает предметы — заместители);

— нахождение пробелов в собственных ресурсах; (обыгрывает предметное пространство в игре, наполняет выбор атрибутами);

— определение границ собственной компетентности и игровые действия, активность в игре (реализует сюжет, рефлексия).

В этой связи активность ребенка может рассматриваться и как структурообразующий признак деятельности психики наряду с побуждениями, эмоциональностью и саморегуляцией, выполнением игрового действия. Опыт практики свидетельствует, что игровая и свободная деятельность ребенка является точкой приложения его собственных усилий. «Это делает ее ценным диагностическим инструментом в определении общей активности, так как целесообразность действий и желание действовать задается не ситуацией извне, а внутренней мотивацией, преобладающей интенсивностью и объемом взаимодействия с окружающей средой», — считает Д.И. Фельдштейн[4].

По этому параметру детей в процессе игры можно разделить на группы: инертных; пассивных; спокойных; инициативных; активных; интенсивных. Следует отметить, что дети с обозначенными характеристиками типологии и деятельности, бывают в каждой возрастной группе детского сада.

Идея о потенциальной возможности включения собственной активности ребенка в организованно построенный образовательный процесс с целью повышения эффективности и расширения задач развития, определяют и принципы работы педагога ДОУ: обогащения пространства игровой деятельности; поддержка детских инициатив; реализация — позиции партнера в игре[4].

Данные позиции способствуют осуществлению линий актуализации детского развития. Первое направление, которое можно использовать в образовательном процессе ДОУ — собственное развитие активности ребенка. Методы активизации собственной деятельности через зону затруднений ребенка в видах игровой деятельности. Важное направление включает стимулирование мотивации деятельности через зону собственных предпочтений в игре при распределении ролей, игровых сюжетов. [5].

О. А. Степанова отмечает, что «активность — движение в направлении реализации собственной внутренней потребности», при этом выделяет ее признаки, которые выражаются в производимых действиях, обусловленных внутренними состояниями личности; определяется наличием собственной цели в игре; предполагает выход за пределы исходной ситуации, способность преодолевать ограничения и барьеры заданной профессиональной деятельности в игре[6].

Таким образом, формирование активности детей в игре выступает важной задачей процесса деятельности педагога на этапе успешной социализации периода дошкольного детства.

Список использованной литературы

  1. Л. А. Пенькова, Т. И. Самофалова, Г. М. Каратаева / Мир общения ребенка// Ребёнок в детском саду. — 2005. — № 2.

  2. Абраменкова, В.В Социальная психология детства: учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей. — Москва : ПЕР СЭ, 2008.

  3. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — Москва.: Юрайт, 2013.

  4. Фельдштейн, Д.И Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности : избранные труды — Москва : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1999.

  5. Пенькова, Л.А и др.. / Развитие игровой активности дошкольников : методическое пособие / - Москва : Творческий центр «Сфера», 2010.

  6. Степанова. О.А / Игровая школа мышления: методическое пособие. — Москва. : Сфера, 2003.