Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хушит Любовь Ивановна,
Семенова Наталья Ахмедовна
Преподаватели
РУТ МИИТ МКЖТ ИПТ,
Москва
В условиях эксплуатации на производительность машин оказывают влияние, помимо более или менее постоянных конструктивно-технических факторов, такие переменные факторы, как производственные, природно-климатические, организационные, технологические, социально-экономические. Многими из этих факторов можно управлять в эксплуатационных условиях.
Производственные и природно-климатические факторы: тип сооружения, вид обрабатываемой продукции, рельеф местности, температура окружающей среды, запыленность воздуха, глубина грунтовых вод и т. п.
Организационные и технологические факторы: обеспечение машин фронтом работ, транспортом, своевременное снабжение топливо смазочными материалами и водой, увеличение сменности, внедрение прогрессивных технологических карт производства работ и методов НОТ, широкое использование экономических методов хозяйствования.
С интенсификацией строительного производства, переводом его на индустриальную основу существенное влияние на производительность машин оказывают социально-экономические факторы: интенсивность труда, материальное и моральное стимулирование, режим труда и отдыха, культурно-бытовые условия труда.
Существенную роль играет в продлении процесса эксплуатации играет точная оценка физического износа.
Оценка физического износа технических средств (дорожно-строительных машин — далее техники) может осуществляться следующими методами:
а) прямыми:
— метод фактического возраста;
— метод ремонтных издержек;
б) экспертными:
— обобщающий метод;
— поэлементный метод;
в) статистическими:
— метод снижения доходности;
— метод стадии ремонтного цикла;
г) расчетно-аналитическими:
— метод снижения потребительских свойств;
— стоимостной метод.
Прямые методы достаточно просты в применении, не требуют наличия специфичной информации, которую порой сложно получить.
В частности, метод фактического возраста базируется на определении срока полезной жизни объекта, то есть срока службы.
Срок службы — период времени (службы) от даты постройки до даты вывода из эксплуатации. На фактический срок службы техники могут влиять многие обстоятельства:
— продолжительность среднегодового эксплуатационного периода;
— соблюдение владельцем правил технической эксплуатации и ремонта;
— условия эксплуатации;
— нормативные и законодательные акты, регламентирующие сроки службы техники.
На продолжительность полезной жизни также могут влиять технологические улучшения в области эксплуатации, технический прогресс, возможные изменения экономических условий, изменения правил эксплуатации и другие причины.
Кроме того следует учитывать тот факт, что в настоящее время продолжительность нормативного срока техники (срока полезного использования) может изменяться и самим пользователем.
Физический износ на основе метода фактического возраста определяется по формуле
где — фактический возраст техники;
— нормативный срок службы техники;
ВС — восстановительная стоимость техники.
Срок определяется из технической документации или устанавливается по нормативам, а значение соответствует «историческому» возрасту техники. Этот метод основан на предположении наличия обратной зависимости между остаточной стоимостью техники и его возрастом.
В качестве нормативного должен приниматься оптимальный срок службы, который может определяться одним из следующих двух методов:
1) расчет средних статистических значений сроков службы по данным о списании аналогичной техники. Статистический метод установления сроков службы отражает данные прошлых лет и не всегда правилен при определении сроков техники с большими значениями ;
2) второй метод основан на экономических оценках изменения отдельных составляющих эксплуатационных затрат при изменениях длительности использования техники. Известно, что сумма отдельных среднегодовых статей затрат, переносимая на продукцию транспорта, изменяется по-разному: сумма одних статей затрат уменьшается с увеличением нормативного срока службы (например, затраты на полное восстановление техники), а других возрастает (например, затраты на ремонт, модернизацию, расходы на топливо и т. д.). Экономически целесообразным (оптимальным) считается такой срок службы, которому соответствует минимальный размер совокупных затрат.
В настоящее время эксплуатируется большое количество техники, уже отработавшей свой нормативный срок. Для такой техники и поэтому метод фактического возраста для оценки физического износа вообще неприемлим.
Метод ремонтных издержек определения износа применим в тех случаях, когда можно рассчитать затраты , которые необходимо произвести для того, чтобы произвести восстановительный ремонт техники с целью довести её до состояния новой. Таким образом, физический износ приравнивается к затратам на ремонт:
Но при этом возможны варианты, когда ВС, то есть построить новую технику будет дешевле, чем отремонтировать старую и довести её до состояния новой. Применить данный метод для определения физического износа техники можно только на начальных стадиях их эксплуатации, то есть при .
Экспертные методы основываются на суждении технических специалистов-экспертов о фактическом состоянии техники в целом, исходя из её внешнего вида и технического состояния, конструктивных элементов и других факторов. Экспертные методы требуют высокого уровня знаний в области конструкции техники, силового оборудования и законов изменения эксплуатационных характеристик конструктивных элементов от возраста.
Общий метод предусматривает привлечение специалистов для определения физического состояния техники в соответствии с некоторой оценочной шкалой. Для повышения степени достоверности могут быть привлечены несколько экспертов, при этом результирующее значение износа определяется из зависимости
где — оценка уровня физического износа
— весомость мнения
Весомость мнений экспертов устанавливается из условия .
Недостатком данного метода является то, что весомость мнений экспертов устанавливается субъективно.
Поэлементный метод предполагает определение значимости конструктивных элементов и узлов техники:
где физический износ
— значимость
Недостатком данного метода также является субъективность мнения эксперта, но уже в определении значимости конструктивных элементов и узлов. Единицу техники принципиально можно разделить на десятки и сотни элементов, что, естественно, увеличивает точность установления численных значений , при этом значительно увеличивается трудоемкость процедуры оценки уровня физического износа.
Статистические методы применимы в тех случаях, когда имеется достоверная информация об изменении эксплуатационных и экономических показателей оборудования техники в ретроспективном периоде.
Метод снижения доходности базируется на допущении того, что нарастание физического износа пропорционально снижению доходности техники, то есть сокращению чистой прибыли, определяемой как разность между фактической выручкой и фактическими издержками. Величина определяется из зависимости
где — фактическая прибыль, получаемая при эксплуатации новой техники;
— годовая сумма фактической прибыли в возрасте техники .
Отметим, что определение фактического размера прибыли для каждой единицы техники в отдельности достаточно проблематично.
Метод стадии ремонтного цикла базируется на предположении снижения потребительских свойств узлов и элементов техники при возрастании физического износа. На рис. 1 представлена примерная зависимость потребительских свойств от наработки и проведенных ремонтов.
Рис. 1. Фактическое изменение потребительских свойств техники в процессе эксплуатации
Обозначим относительное снижение потребительских свойств к концу ремонтного цикла через , тогда в конце цикла значение потребительских свойств составит
где — число текущих ремонтов в ремонтном цикле;
— снижение потребительских свойств между двумя текущими ремонтами.
Капитальный ремонт повышает потребительские свойства на величину, таким образом, после его проведения:
Длительность ремонтного цикла для техники регламентируется системой планово-предупредительных ремонтов (СППР), поэтому при допущении, что в отношении данной единицы техники соблюдается СППР, задача расчета износа сводится к определению интенсивности снижения потребительских свойств d ПС за цикл.
Расчетно-аналитические методы являются развитием статистических методов, но требуют проведения достаточно трудоемкой предремонтной дефектации и наличия технико-экономической и технологической документации по всем
Метод снижения потребительских свойств отражает зависимость потребительских свойств элементов техники от их износа. Обобщенные потребительские свойства техники в целом определяются как сумма потребительских свойств отдельных элементов с учетом их весомости :
где .
В процессе эксплуатации потребительские свойства снижаются на величину , при этом износ выражается следующей формулой:
Стоимостной метод основан на определении физического износа отдельных элементов и узлов техники и суммировании полученных величин с учетом доли стоимости этих элементов в стоимости техники в целом.
Износ техники в целом определяется по выражению
где — физический износ
— удельный вес стоимости
Недостатком данного метода является трудоемкость его применения для единицы техники, так как эта единица состоит из множества элементов. Помимо этого, нет нормативной базы для определения .
Сравнительный анализ методов оценки физического износа представлен в табл. 1.
Сопоставление методов оценки физического износа
Таблица 1
Ниже представлена общая классификационная схема методов определения физического износа дорожно-строительной техники (рис. 2).
Рис. 2. Группировка методов оценки физического износа