Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Оспанова Жулдыз Ескендировна
Магистрантка программы «Педагогика и психология воспитания»
Омский государственный педагогический университет
г.Омск
zh_ospanova08@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются факторы успешности реабилитации дезадаптированных подростков в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: Реабилитация, дезадаптация подростков, факторы успешности, школьная дезадаптация.
Одна из актуальных проблем российского общества - формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, высокообразованность, успешность.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.
Возрастает наибольшее количество детей с так называемой «школьной дезадаптацией», т.е. не умеющих приспособится к школе (что может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т.п.).
Первоочередным условием предупреждения отклоняющегося поведения должно стать решение проблем школьной неуспешности, приводящих к различным формам социальной дезадаптации.
Дезадаптация - это какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, патологических процессов [4, С.928].
В последние годы предлагают различные подходы к типологии дезадаптации. В частности, рассматриваются ее типы «по социальным институтам» где она проявляется как школьная, социальная и т.д. Нами была рассмотрена школьная дезадаптация.
Школьная дезадаптация – это ситуация, когда ребенок оказывается неприспособленным к школьному обучению. Наиболее часто дезадаптация наблюдается у первоклассников, хотя она также может развиться и у более старших детей [1, С.114-121]. Очень важно вовремя обнаружить проблему, чтобы вовремя принять меры и не дожидаться, пока она вырастет подобно снежному кому. При анализе школьной дезадаптации выявляется ее предпочтительное формирование в определенные периоды школьного обучения. Это - начало посещения учебного заведения (1класс), переход из младшей школы в среднюю (5 класс), окончание средней школы (7-9 классы) [2, С.165].
Чтобы вовремя обнаружить дезадаптацию, важно внимательно наблюдать за состоянием и поведением ребенка. Также полезно общаться с учителем, который наблюдает непосредственное поведение ребенка в школе. Могут помочь и родители других детей, т.к. многие школьники рассказывают им о событиях в школе [3, С.396-402].
Учеба является ведущей деятельностью школьников. Она отчасти отождествляется с посещением школы, соблюдением дисциплины, выполнением домашних заданий. Но основной целью учебной деятельности является приобретение знаний. Школьники овладевают приемами учебной работы, контролем и самооценкой. Важнейшим показателем успешности школьников является академическая успеваемость. В ряде исследований развития детей школьную успеваемость считают проявлением индивидуальных особенностей познавательного и социального развития. Отметка отражает не только имеющиеся у ученика знания, а также умения и способности ученика пополнять запас знаний, то есть обучаемость.
Таким образом, факторами школьной успеваемости являются уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, общее развитие интеллектуальной сферы, эмоциональная зрелость и личностные качества.
Список литературы: