Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Факторы, способствующие росту электронной коммерции в Китае и зарубежных странах

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Цзян Яньфэй
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2018»  (июнь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1930
Показать PDF версию Факторы, способствующие росту электронной коммерции в Китае и зарубежных странах

Цзян Яньфэй

Аннотация: Электронная коммерция — это сфера экономики, включающая в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций. Традиционная схема обмена «деньги-товар» заменяется на новую схему «информация-информация». Наиболее крупным рынком электронной коммерции является Китай.

Ключевые слова: Электронная коммерция, В2С, С2С, международный платёж, мобильный платеж.

В последние годы Китай играет все большую роль в международной электронной коммерции. В связи со значительной долей Китая в электронной коммерции и стремительными темпами развития электронной коммерции как на внутреннем рынке, так и в формате международных сделок (общий объем электронной коммерции с участием китайских экономических агентов в 2013-2014 гг. вырос на 31,4% и достиг уровня 2,16 трлн долл. США, при этом объем трансграничных транзакций в 2014 г. составил 670 млрд долл.), перед руководством страны встала очевидная необходимость формирования комплексного внутреннего законодательства в области электронной коммерции и обеспечения соответствия китайского законодательства международным нормам и стандартам. Китай активно сотрудничает с международными организациями в области развития электронной торговли и экономики. 6 июля 2006 г. Китай ратифицировал Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, став четвертой страной, ратифицировавшей данную Конвенцию. Цель рассматриваемой Конвенции об электронных сообщениях заключается в снижении формальных барьеров в международной торговле путем установления правил эквивалентности между электронной и конвенциальной формой договоров и тем самым в облегчении использования электронных средств связи в международной торговле. В рамках Конвенции сделана попытка согласовать правила регулирования электронной торговли и стимулировать принятие сторонами норм типовых законов ЮНСИТРАЛ. Китай ратифицировал типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной коммерции в 1996 г. и типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных подписях в 2001 г. Таким образом, требования, предъявляемые к электронным подписям в Китае, в основном соответствуютм типового закона ЮНСИТРАЛ.

Ключевые ведомства, курирующие вопросы регулирования электронной коммерции в КНР, включают: Администрацию по промышленности и торговле, Министерство промышленности и информационных технологий, Министерство коммерции КНР и др. В соответствии с поручением премьера Государственного совета КНР Ли Кэцян, ключевые инициативы направлены на реализацию стратегии Интернет+. Так, на сегодняшний день девять ключевых министерств выпустили совместный документ «Мнения сторон о политике в области поддержки международного розничного экспорта», в рамках которого отдельное внимание было уделено вопросам поддержки экспорта в формате электронной торговли на рынке B2C. Впоследствии было анонсировано инициирование ряда мер в области регулирования электронной коммерции.

В этой связи было решено принять следующие меры.

1. Поддержка отечественных предприятий с целью более эффективного использования ими инструментария электронной торговли: адаптация нормативно-правовой базы к запросам и требованиям изменяющейся электронной торговли; упрощение процедур торговли; стимулирование торговли неконечными товарами в рамках цепочек добавленной стоимости и переход на онлайн-транзакции; поддержка трансграничной электронной торговли экспортных предприятий и стимулирование их сотрудничества с иностранными партнерами (развитие сегмента B2B); расширение практики использования складских мощностей за границей; стандартизация функций управления.

2. Поощрение ключевых и наиболее конкурентоспособных предприятий: поощрение ключевых электронных платформ, на которых торгуется значительное количество производителей; формирование интегрированного сервера по оказанию поддержки бизнеса в осуществлении приграничной электронной коммерции; поддержка частных и наиболее конкурентоспособных электронных платформ.

3. Оптимизация таможенных процедур с целью повышения эффективности трансграничной электронной коммерции, а также использование инструментария электронной коммерции и соответствующих данных с целью повышения точности статистики.

4. Повышение эффективности системы приграничного надзора: обеспечение централизованной отчетности, контроля и оформления документации. Отдельное внимание уделяется вопросам безопасности продукции и соответствия качественных характеристик импортной продукции требованиям КНР.

5. Специфические рекомендации в области налоговой политики: налоговые льготы в отношении розничных экспортных товаров. Выделение специфических правил налогообложения для импортных товаров, способствующих внутреннему потреблению и справедливой конкуренции.

6. Рекомендации в отношении осуществления электронных платежей: поощрение отечественных банков и платежных систем, обладающих юридической возможностью осуществлять трансграничные услуги электронных платежей с участием национальных и иностранных частных лиц и предприятий; содействие осуществлению трансграничных электронных платежей в юанях; укрепление системы мониторинга онлайн-транзакций с целью сокращения рисков; содействие международному сотрудничеству в области регулирования системы электронных платежей с целью обмена информацией и создания совместных регуляторных механизмов.

7. Фискальная и финансовая поддержка: предоставление кредитных услуг по страхованию трансграничной электронной торговли, осуществляемой интегрированными внешнеторговыми предприятиями.

8. Формирование комплексной системы обслуживания: поощрение инноваций, стандартизация и кластеризация в области услуг в сфере электронной коммерции; обеспечение иностранных партнеров полным спектром услуг в области таможенного оформления, логистики, складирования, трансграничного финансирования и других услуг; поддержка предприятий, специализирующихся на создании систем обслуживания глобальных цепочек поставок.

9. Формирование стандартизированных практик в области осуществления электронной коммерции с целью обеспечения безопасности транзакций: укрепление кредитной системы, совершенствование системы оценки кредитов; стимулирование взаимодействия между различными регулирующими структурами и правоохранительными органами; содействие защите прав потребителей и предотвращения рисков, связанных с обеспечением послепродажного обслуживания; укрепление роли правоохранительных органов; обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности.

10.Укрепление двустороннего и многостороннего международного сотрудничества: ключевой целью является обеспечение формирования безопасных, стабильных и эффективных каналов трансграничной электронной коммерции.

Итак, в целом можно отметить, что нововведения в китайском законодательстве приведут к введению централизованных систем отчетности, таможенного контроля и доставки товаров, поставляемых в рамках электронной коммерции. При этом неорганизованные мелкие системы будут ликвидированы. Будет сформирован жесткий централизованный механизм оценки качества и безопасности продаваемых товаров. Импортёры будут нести персональную ответственность за соблюдение соответствующих правил, в случае же их несоблюдения импортеры будут привлечены к ответу.

Несмотря на то, что вопросы регулирования электронной коммерции КНР курируют соответствующие министерства, базовые законы, функционирующие на сегодняшний день, были сформированы Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП).