Евразийский
научный
журнал

Европейский союз и Североатлантический альянс: взаимодействие по кризисным ситуациям

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Буденный Алексей
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2018»  (март, 2018)
Количество просмотров статьи: 898
Показать PDF версию Европейский союз и Североатлантический альянс: взаимодействие по кризисным ситуациям

Буденный Алексей Алексеевич
Аспирант
Институт США и Канады РАН
E-mail: boudionn@yandex.ru

Партнерство Евросоюза и НАТО как двух основных политико-экономических и военнополитических структур западного мира в области международного регионального кризисного урегулирования становится все более реальным, и, возможно, доминирующим фактором разрешения конфликтных ситуаций и укрепления стабильности, в частности, в евроатлантике.

Процесс развития военно-политического взаимодействия в этой сфере между Европейской политикой в области безопасности и обороны (ЕПБО) и НАТО с самого начала был вне традиций «холодной войны» и в формате, исключающем участие в каких-либо конфронтационных ситуациях. В доктринальном плане ЕПБО не охватывает проблемы безопасности и обороны европейских государств, оставляя данные вопросы строго в рамках прерогатив и компетенции НАТО.

В оценках характера партнерства двух организаций в урегулировании кризисов следует исходить из специфики их задач и реального политического и военно-технического потенциала, бюджетных возможностей и доктринальных интересов каждой из них. Нарастающий процесс сотрудничества в урегулировании кризисов и конфликтов не имел целью «дублирование», проведение акций в открытом формате двух организаций, и тем более, не свидетельствовал о планах слияния их деятельности в единую. Сохранялся очевидный раздел функций Евросоюза в формате ЕПБО и функциями Альянса. Кризисные программы ЕПБО продолжают быть ориентированы на задачи внешнего миротворчества и оказание финансово-экономической помощи разрешению кризисов ведущих к стабильности, в то время как НАТО сохраняет в качестве основных целей обеспечение безопасности стран-членов Альянса, большинство из которых одновременно числятся членами Европейского союза.

Евросоюз в рамках ЕПБО осуществляет 13 военных и гражданских миссий в четырех регионах мира, например, на границе Грузии и Абхазии, другая в Молдавии [1]. Результаты миротворческой деятельности ЕС на сегодня неоднозначны и противоречивы, что объясняется во многом несовершенством «панъевропейских» механизмов безопасности, отсутствием слаженной политики финансирования миротворческих операций и слабостью военно-технического ресурса [3]. Значительная часть проведенных операций в рамках ЕПБО может быть реализована при поддержке НАТО.

Балканский кризис продемонстрировал, что европейский потенциал без поддержки США и НАТО явно недостаточен для урегулирования серьезной конфликтной ситуации. В дальнейшем зависимость операций ЕС от НАТО только выросла Именно такой сценарий реализовался в той или иной мере при проведении 11 военных и 4 гражданских миссий ЕС в различных регионах мира — на Балканах, в Боснии и Герцеговине (миссия «Алтея»), Косово, Афганистане и Ливии [4].

Интернет ресурсы:

  1. Building the Future: The EU’s Contributions to Global Governance. Challiot Paper № 100, April 2007.
  2. European Security Strategy «A Secure Europe In a Better World». http://www.consilium.europa.eu.
  3. G.Grev, D.Lynch, A.Missiroli ESDP Operations. 2007.
  4. http://www.european-defence.co.uk/EU Military Capabilities 2007.