Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Этническая толерантность (интолерантность) это есть способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д. Внешне интолерантность (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Интолерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью, т. к. вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других народов часто представляет для нее определенные трудности, сопровождается появлением состояний неопределенности и фрустрации.
Исследованиями установлено, что в процессе проявления интолерантности: существуют различные способы реагирования представителя конкретной национальной общности на однотипные проблемно-конфликтные ситуации в своей и чужой этнической среде; социально-политическая обстановка воздействует на степень выраженности интолерантности; последняя имеет свойство повышаться или понижаться в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями той или иной этнической общности. Однако понятие толерантности представляется довольно сложным. С одной стороны, она получает широкое распространение в связи с тем, что отражает актуальность проблем, процессов социализации, адаптации, новые формы межличностных и социальных взаимодействиях, которые приводят к расширению областей, охватывающих терпимости. С другой, мы в то же время сохраняя тот же объем сферы нулевой терпимости " [1,с. 169]. Этот логический парадокс толерантности возникает ряд проблем с реализацией в отношении явлений общественной жизни.
Существуют различные точки зрения относительно феномена толерантности: от общего понимания толерантности, распространенные в обыденном сознании, как толерантность, к его научной интерпретации как особой формы общения между индивидами, социальными институтами и крупными социальными группами.
Многие авторы отмечают, что существуют серьезные методологические проблемы, хотя феномен толерантности является предметом изучения различных наук, в частности философии, социологии, психологии, религиоведения, педагогики, конфликтологии и политологии. [2,с.20] существовала даже особая отрасль знания, где проблема толерантности отмечены как ведущие, этика ненасилия. Отсюда и понимание особенностей понятия "толерантность" зависит от конкретной научной парадигмы.
Важные для социологического исследования толерантности имеют взгляды и исследования политологов, поскольку на сегодняшний день это понятие и явление толерантности начинается в XX веке в связи с процессами глобализации и политических процессов как в мировом сообществе, так и на уровне национальных государств. Здесь представители политической науки исследование взаимосвязи между доминирующим государством в общественное сознание и устоявшихся типа толерантности. Так В.Т. Ананьина в своей диссертации определяет его "как тип индивидуального и общественного отношения к социальным и культурным различиям, терпимости чужих мнений, убеждений и моделей поведения, которые являются одной из основных фундаментальных признаков цивилизованности, уровня политической культуры" [3,с. 101]. Таким образом, в исследованиях политологов, основной упор делается на формирование толерантности как типа социального сознания, выступая как условие и результат индивидуальной свободы в демократическом обществе.
В психологии, особенно психологии личности, этнопсихологии, социальной психологии толерантность изучается в личностный аспект, как толерантность к тревоге, что проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне - в выдержке, самообладанию, способности переносить длительные неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Следствием этого является толерантность как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в многонациональных обществах. Формирование толерантного типа сознания снимет негативное влияние стереотипов и снизить вероятность конфликтов и, следовательно, предотвращает развитие конфликтов и напряженности. [4,с. 13].
Большей автономии национальных субъектов государства и столкнулась с такой традицией, сохраняющейся на всей территории Российской Федерации, так как распространенность неформальных этнических норм и традиций над формальными законами (этнического предпринимательства, например, не только, когда фирмы создаются предпринимателями из одной этнической группы, но в договорные отношения между такими компаниями есть и национальные нормы поддержки своего клана или семьи, поощрение к власти на основе кумовства, семейственности).
Результатом такой практики становится укрепления межэтнической напряженности и конфликтов на земле. В таких условиях только легитимность Российского государства способны обеспечить порядок, необходимые для обеспечения стабильности и устойчивости различных национальных и этнических общин и постепенного перехода к подлинно демократических норм и принципов национальной системы.
Следовательно, существует проблема укрепления позиций Российского государства, федеральных органов власти в решении задач профилактики межнациональных конфликтов и формирования толерантного сознания современных россиян.
Этническое культурное своеобразие проявляется в различных сферах жизнедеятельности, однако степень его проявления зависит от различных факторов. Среди этих факторов являются различия в ментальности и национальному характеру, уровню и характеру знаний и представлений о своей и "другой" культуры, культурную дистанцию как степень близости или несовместимости различных культур (чем ближе культуры в ее содержание, тем выше уровень толерантности в межкультурной коммуникации), статусных позиций этно-культурных групп и их политические интересы и др. Но при всем многообразии этих факторов, исследователи пришли к выводу, что эти различия существенно выше, в семейно-бытовой и досуговой деятельности, так как связаны с практикой повседневного общения представителей различных этнических культур.
На наш взгляд конфликт характеризуется наличием на определенных этапах противоречий в обществе, что, несомненно, способствует торможению развития различных сторон жизни, хотя нельзя отрицать некоторые положительные моменты в природе проявления конфликта. Конфликт – это реальная борьба между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. Конфликт – это противоборство тех или иных социальных групп, общностей и т.д. в стремлении к реализации их сталкивающихся интересов. Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон. Конфликт – это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение определенных интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Можно выделить три вида потенциальной напряженности и этнической нетерпимости в межкультурной коммуникации на этом уровне.[5,с. 11]
Первый тип напряжения связан с этническими предрассудками, которые влияют на характер повседневного понимания представителей разных этнических культур друг с другом. Своеобразие этнических предрассудков, что люди должны иметь опыт реального общения узнать и культивировать идеи насчет представителей других этнических групп, проектирование определенного изображения с положительными и отрицательными характеристиками. И эти доопытные представления и суждения формируют готовность воспринимать представителей «иных» этнических групп таким образом, что любая дополнительная информация, полученная в уже процессе общения, подсознательно фильтруется, дополняя уже сформированный ранее образ.[3,с. 101]
Литература:
1. Ярычев Н.У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор //Молодой ученый. - 2009. - № 3. - С. 168-171.
2. Ярычев Н.У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2009. - № 5. - С. 17-22.
3. Ананьина В.Т. Влияние межнациональных семей на этническую толерантность в российском обществе: диссертация ... кандидата социологических наук. - Екатеринбург, 2015. - 204с.
4. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. - М.: Изд-во МБА, 2011. - 440с.
5. Ярычев Н.У. Межпоколенческие отношения и конфликты в традиционной культуре чеченцев: Автореф. дис…. канд. философских наук. - Белгород, 2007. – 24с.