Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Этические принципы деятельности социального педагога

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Савельева Анна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 9241
Показать PDF версию Этические принципы деятельности социального педагога

Чуланова Наталья Петровна
социальный педагог,
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
«Городской ресурсный центр содействия семейному воспитанию»
Департамента труда и социальной защиты населению города Москвы.
chulanova2010@mail.ru

Аннотация.

Э́тика – (от др.греч. «этос» - нрав, обычай) – философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова (этос) было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д., то есть то, что сегодня мы называем моралью. Этот термин (мораль) введен Цицероном (от др.греч. «морес» –негласные правила, общепринятые традиции) – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также нормы поведения, вытекающих из этих представлений.
Таким образом, этика – это философская дисциплина, которая изучает мораль.

Ключевые слова: этика, социальная работа, форма, структура, дисциплина.

Термин (этика) впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье – деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека – это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель – это умеренность и благоразумие. Согласно Аристотелю, цель этики – не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

У Аристотеля есть учение о добродетелях, их также называют еще душевными качествами. Добродетель – это внутренний порядок или склад души; порядок обретается человеком в сознательном и целенаправленном усилии.

 Аристотель делит все добродетели на нравственные (или этические) и мыслительные (или разумные). Этические добродетели представляют собой середину между крайностями – избытком и недостатком. Они включают в себя кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, справедливое негодование. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это её противоположность». Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению [1, с. 114].

Профессиональная этика является многозначным понятием. Во-первых, это определённые кодексы поведения людей при выполнении ими своей профессиональной деятельности. Существует медицинская этика, юридическая этика, политическая этика, христианская этика, социальная этика и др. Актуальной является проблема соотношения профессиональной этики и общечеловеческой морали. Нельзя подменять общечеловеческую мораль профессиональной. Существует только одна мораль, которая и предстаёт общечеловеческой, а все прочие специфические нравственные системы являются лишь её разновидностью [3, с. 178].

Так называемое золотое правило этикине делай другим того, чего не желаешь себе, существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция.

Этика, возникнув в философии, тем не менее, не выделилась в особую науку типа социологии, психологии. Почему? Потому что проблемы добра и зла, долга, счастья, смысла жизни, практического поведения органично связаны с мировоззрением человека, со сферой свободы его воли, они не определены жёстко природой внешней или внутренней. В моральном выборе важна оценка, проведённая с определённых мировоззренческих позиций, и поэтому в ней недостижима такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается, приблизительно и в общих чертах.

Изучив личностные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей социального педагога, где альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, – переходит из разряда философских категорий в стойкое психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному педагогу высокие требования – умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и отдать безусловный приоритет нуждам клиента.

В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности [4, с. 25].

В июле 1994 года в г. Коломбо (Шри-Ланка) Общее собрание Международной федерации социальных работников приняло документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Документ состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников».
В «Международных этических стандартах социальной работы» выделены 5 групп:

  • стандарты этического поведения,
  • взаимоотношения с клиентами,
  • взаимоотношения с агентствами и организациями,
  • взаимоотношения с коллегами,
  • отношение к профессии.

В 2003 году в нашей стране был разработан Кодекс этики социального работника и социального педагога. Кодекс разработан на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы и содержит директивы для работников социальной сферы.

В соответствии с Кодексом, основными этическими принципами деятельности социального педагога являются:

  1. Принцип конфиденциальности и информированности клиента.
    Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи ее третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
  2. Принцип компетентности.
    Социальный педагог обязан четко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы с клиентом.
  3. Принцип ответственности.
    Социальный педагог несет ответственность за соблюдение «Этического кодекса» независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идет под его руководством.
  4. Принцип этической и юридической правомочности.
    Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности.
  5. Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики.
    В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих специального образования, социальному педагогу следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация необходима только в сообщениях для специалистов. Социальный педагог обязан профессионально и точно пропагандировать возможности и достижения социальной педагогики.
  6. Принцип благополучия клиента.
    В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности социального педагога вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
  7. Принцип профессиональной кооперации.
    Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе.

Этические знания - фундаментальная часть профессиональной практики социальных работников. Их способность поступать в соответствии с этическими нормами является важнейшим аспектом качества услуг, предоставляемых клиентам.

В заключении, очень важные слова Аристотеля, он уточнял, что, строго говоря, обладающим знанием следует считать лишь того, кто может применять его. Так, если человек знает одно, а поступает по-другому, значит не знает, значит он обладает не знанием, а мнением и ему следует добиться истинного знания, выдерживающего испытание в практической деятельности – и в этом Аристотель совершенно прав, так как работая социальным педагогом на протяжении 15-ти лет и приобретая больше знаний в области, касающейся моей работы, на протяжении лет меняются мои взгляды и даже убеждения, и даже ценности (для меня ценность моего ребенка возросла во много раз благодаря приобретенным знаниям о детской и взрослой психологии, эти знания помогли мне понять мои ошибки в воспитании собственного ребенка, научили меня новым отношениям и новому поведению с ним). Приобретенные мною знания помогли мне повысить самооценку, изменили мое отношение к другим людям, я стала менее к ним критична, и воспринимаю их такими, каковы они есть, и имеют право быть такими.

Список литературы:

  1. Евдемова А.Н. Этика. М.: Проспект, 2015. 168с.
  2. Никохамова С.Т. Этика. М.: Структура, 2014. 794с.
  3. Лебедева А.В. «Аристотель», Новая философская энциклопедия, 4 т. М.: Аспект, 2015. 1068с.
  4. «Этика социальной работы – принципы и стандарты» Принято на учредительном собрании МФСР в Коломбо, Шри Ланка 1994 г.