Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Этапы творческого формирования интереса детей к истории родного края средствами внеклассной работы

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Анпилогова Олеся Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 1972
Показать PDF версию Этапы творческого формирования интереса детей к истории родного края средствами внеклассной работы

Анпилогова Олеся Николаевна
магистратура, КГУ, г. Курск
E-mail: akryukov46@yandex.ru

Научный руководитель: Сойников Алексей Анатольевич
д-р ист.наук, проф.
Россия, г. Курск

Аннотация. В статье определено понятие внеклассной работы через элементы творчества и показаны основные этапы ее организации при изучении истории родного края. Акцентируется внимание на то, что формирование устойчивого интереса является неотъемлемой частью патриотического воспитания в рамках внеклассной работы. Результаты работы могут быть направлены на реорганизацию внеурочной деятельности в школах.

Ключевые слова: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА, ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ.

Актуальность темы. В условиях коренной трансформации общества возникает насущная необходимость поиска новых и нетрадиционных форм работы в процессе внеурочной деятельности и поиска особых средств воздействия на духовность личности. В рамках формирования сознательной личности в процессе обучения подростков на первый план выходят вопросы патриотичности, развития духовных интересов, отношения к миру вообще и родному краю в частности. В аспекте указанной проблемы формирование интереса является первичным звеном в процессе решения указанной образовательной задачи воспитательного и художественного развития не только в учебное время .

В педагогической науке есть немало исследований, посвященных внеурочной работе по истории родного края. В частности, эта проблема освещена в трудах П. Белецкого, В. Сухомлинского, Я. Чарнецкого,
Д. Эльконина и др. Однако, проблема формирования интереса подростков к истории родного края средствами внеклассной работы в новых условиях требует дальнейшего изучения.

Изложение основного материла. В воспитании учащихся, расширении и углублении их знаний, развитии творческих способностей важная роль принадлежит специально организованной внеклассной работе.

Однако, в педагогической литературе нет однозначной трактовки понятия «внеклассной работы». Некоторые педагоги ограничивают в основном ее познавательной деятельностью, развитием интеллекта, продолжением в изменившихся условиях процесса обучения [1; 2]. В отличие от предшественников, современные исследователи считают внеурочную учебно-воспитательную работу деятельностью группы или отдельных педагогов школы, лицея, гимназии, направленной на создание в свободное от учебы время комфортных условий для развития творческих способностей и реализации духовного потенциала личности, обеспечения образовательных запросов учащихся определенного класса или группы, объединенных общими интересами [3].

Таким образом, внеклассная работа — это комплексное понятие, которое включает разнообразную образовательную и воспитательную работу, направленную на удовлетворение интересов и запросов детей, организованную во внеурочное время педагогическим коллективом
школы [4].

При изучении истории родного края современная школа использует внеклассные формы работы для организации экскурсий,творческих вечеров и клубов, посещений музеев, мест боевой славы, а также активно используется кружковая деятельность.С точки зрения формирования интереса у детей к изучению истории родного края важно отметить, что внеклассная работа представляет собой, прежде всего, такие формы работы, которые направлены на расширение кругозора детей. Именно такой подход к формированию устойчивого интереса у детей школьного возраста лежит в основе воспитания творческой личности.

В процессе формирования интереса детей к истории родного края средствами внеклассной работы творческие успехи являются первоочередным фактором успешности. Но творческая деятельность требует «формирования определенных способностей ребенка — восприятия, ощущения, умения анализировать, оперировать образами, создавать что-то новое» [5]. Очень важно развить эмоционально-чувственную сферу ребенка, поскольку именно она являются выразителем отношения человека к окружающему миру, Родине. Под влиянием эмоций у детей развиваются фантазия и воображение.

Таким образом, необходимо определить методику организации творческого процесса для формирования интереса детей к истории родного края средствами внеклассной работы. На основе анализа литературы, а также основываясь на собственном педагогическом опыте можно предложить следующее разделение данного процесса.

Первый этап творчества — это предварительное художественное накопление знаний, наблюдений, впечатлений, навыков, мастерства.

Второй этап творчества — художественный замысел — эвристическое прозрение, начало целенаправленной работы над образом «Малой родины». Замысел основывается на воображении отдельных частей города, знаменитых мест и людей родного края.

Третьим этапом творчества является период концентрации опыта впечатлений и развития воображения, то есть ребенок сосредотачивается на внутренних переживаниях, обращается к наработанному материалу, собственному опыту.

Четвертый этап включает процесс овеществления творческого образа в виде эссе, сочинения, картины, дебатов и прочих видов внеклассной деятельности в рамках вышеуказанных форм (экскурсий, кружков и т.п.). Подготовительный материал вытесняется конечным его вариантом. ­

Развитие эстетических чувств, накопление наблюдений и впечатлений возбуждают ассоциативность, образное воображение, фантазию, в результате чего у детей формируется устойчивый интерес к изучению истории родного края. Таким образом, чтобы научить так работать детей, нужно организовывать внеурочную деятельность, учитывая следующие компоненты: мотивационный (стимулы для повышения эмоциональности, укрепление сенсорной чувствительности, развития воображения, фантазии); познавательный (информационно-когнитивной); ментальный (неповторимость, индивидуальность); практический (умения, навыки, самостоятельная творческая деятельность).

Выводы. В современной школе внеклассная работа выступает инструментом формирования интереса у детей, который в рамках развития педагогики новой формации должен носить творческий характер. Представленная методика организации этапов творческого процесса для формирования интереса детей к истории родного края средствами внеклассной работы является указателем для учителей, воспитателей, родителей. Так как правильно построенная внеклассная работа по истории края способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей подростков, которые не всегда удается реализовать на уроке.

Построив процесс внеклассной работы по изучению истории родного края именно таким образом, можно достичь развития творческих качеств личности.

Литература

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: В 3-х томах. — М .: Педагогика, 1979. — Т.1 — С.558.
  2. Чарнецкий Я. Я. Изобразительное искусство в школе продленном дня. -М .: Просвещение, 1991. — 158 с.
  3. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования . — 2014. —  3. — С.174-197.
  4. ПчелинцеваТ.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2016. —  3 (26). — С. 53-57.
  5. Красников В.В., Пирожков Г.П., Пирожкова И.Г. Культурологизация образования: традиционные родино(крае)ведческие средства и новые технологии // Современное образование. — 2014. —  3. — С. 19-48.