Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хафизов Илья Анатольевич
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2022»  (май, 2022)
Количество просмотров статьи: 430
Показать PDF версию ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Хафизов Илья Анатольевич
Бакалавриат 1 курс
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
г. Уфа, РФ

Аннотация: В публикации затрагивается тема возникновение, этапы и процесс становления информационных технологии и его эффективное использование в образовательной сфере, анализируются веб-сайты и мобильные приложения для улучшения усвоения знании в иностранных языках.

Ключевые слова: веб-сайты, мобильные приложения, информационные технологий, сфера образования, изучение, иностранные языки.

STAGES OF DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES FOR THE POSSIBILITY OF STUDYING FOREIGN LANGUAGES

Khafizov Ilya Anatolievich

Annotation: The publication touches upon the emergence, stages and process of the formation of information technology and its effective use in the educational field, analyzes websites and mobile applications to improve the assimilation of knowledge in foreign languages.

Keywords: websites, mobile applications, information technology, education, learning, foreign languages.

В современном мире возрастает роль использование информационных технологий практически во всех сферах жизни человека и увеличивается спрос на создание высокоэффективных веб-сайтов и мобильных приложений, программ для облегчения деятельности человека. Этот информационно-технологический процесс затронул и сферу образования, а в особенности аспект изучения иностранных языков.

В конце 20 века человечество вступило на новый этап развития общества, который получил название «информационный» или же «постиндустриальный». После этого произошли существенные изменения во многих сферах жизнедеятельности человека. А в особенности они коснулись образовательной среды, связанной с изучением иностранных языков. Информационные ресурсы стремительно начали расти и становится популярными по всему миру, создавая новейшие системы и программы в различных сферах деятельности человека, это коснулось и изучения иностранных языков в образовательной сфере. Значительный вклад в решение этого вопроса, внесли исследователи Е.Т. Коновалова, Д. Ярашева, И.Г. Кизимова в своих работах говорят о возможностях использования интерактивных [4, с.1] и мультимедийных средств в процессе изучения иностранных языков [6, с.2].

Если обратиться к понятию «информационные технологии», то в словаре методических терминов и понятий оно характеризуется как «...совокупность методов и средств сбора», а также «...хранения, обработки, передачи и представления информации», которое помогает людям «...расширять знания, развивать их возможности по управлению техническими и социальными процессами» [7]. Это также совокупность действий и формальных процедур, участие в которых принимают люди, вычислительные машины и данные, то есть информация об объектах или процессах, а обработка и представление таких данных в определенной форме и является целью реализации конкретной информационной технологии. Этот термин характеризует особенности применения информационные технологии в учебном процессе.

В хронологическом порядке можно выделит определенные этапы развития информационных технологий в соответствии с их ростом и степенью популярности. До второй половины 19 века сформировался первый этап ручной технологии, где использовали ручные средства счета, для письма перо, а для ведения записи книги. Целью данной технологии являлось предоставление и передача основной нужной информации. Второй этап пришёлся на конец 19 века и 40-е года 20 века, это был период механических технологии. В этот период широко использовали технические средства, такие как: пишущую машинку, телеграф, диктофон и телефон. Технология этого периода времени позволила предоставлять требующиеся информацию в более удобной форме и сократить затраты на исправления потерь и искажений. Временной промежуток третьего этапа приходятся на 40-е и 60-е года 20 века и ознаменовались они как электрические технологии. Появились первые ламповые электронно-вычислительные машины, сокращенно ЭВМ, копировальные машины — ксерокс и соответствующие программное обеспечение. Основная цель технологии этого времени передача содержания информации. Далее идёт четвёртый этап, охватывающие период электронных технологии, которые сформировались в 70-е, и середина 80-х годов 20 века. Это период больших ЭВМ, автоматизированных систем управления (АСУ) и создаваемые на их базе поисковых систем. Акцентировали внимание на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни. Пятый этап под названием «компьютерная» или «новая» технология пришёлся на середину 80-х годов. Это период персонализации: компьютера (где, он становится инструментом непрофессионального пользователя и называется «Персональный компьютер (ПК))» и информационных технологий, как средство для принятия решении (с широким спектром программных продуктов стандартных и заказных). Основная цель технологии этого периода работа в системе со встроенным элементом анализа и использованием сетевых технологий. Шестой этап начался с середины 90-х годов и получил название «новейшие» «internet» технологии. В Этот период компьютерные сети стали широко применяться в различных сферах общественной жизни, в области науки, технологий, техники, бизнеса, образования и приобрели вид локальных, региональных и глобальных интернет сети. Цель этого периода создание современной технологии межорганизационных связей и усовершенствование информационных технологий [2, с.112].

О преимуществе применения интерактивно-информационных средств в процессе обучения говорится в статье И.Г. Кизимовой «Использование интерактивных информационных технологий в обучении английскому языку» [3, с.2]. А также исследователи Д.С Кулишова и М.К. Иванова в своих работах пишут об актуальности использования «...интерактивно-творческих средств» [5, с.3]. По мере развития информационных технологий в современном мире и адаптации их в нем, стали появляться возможности и различные способы для изучения языков с использованием информационных ресурсов. Начиная от обычных приложений и заканчивая специальными программами, созданными квалифицированными лингвистами и другими профессионалами в сфере языков. Авторы статьи «Интерактивные технологии на занятиях по иностранному языку» А.Р. Баранова, Г.Р. Еремеева, Р.А. Ладнер, рассуждают о варьирующихся достоинствах и недостатках в применении к изучению иностранных языков информационных технологий [1, с.2]. Давайте рассмотрим и проанализируем несколько веб-сайтов и мобильные приложения, выделим и охарактеризуем основные сферы:

1. Грамматическая сфера: наличие огромных баз с различными грамматическими упражнениями, ранжированных по блокам, темам. Преподаватели высших учебных заведений, а иногда даже и учителя в школах, сами создают такие базы для упрощения тренировки грамматических навыков (Например, сайт «myefe» содержит множество тестов на отработку разных грамматических тем);

2. Лексическая сфера: не менее большие базы для тренировки лексических навыков для студентов и для сдающих экзамены (Например, банк заданий ФИПИ (сокр. Федеральный Институт Педагогических Изменений), содержащий упражнения для оттачивания понимания лексической разницы слов и не только в своем блоке «Лексика» в разделе «ЕГЭ по иностранному языку» для сдающих данный экзамен);

3. Лексико-грамматическая сфера: платформы со ступенчатой и длительной подготовки для тренировки лексики и грамматики не только отдельно, но и вместе («duolingo»);

4. Фонетическая сфера: платформы для подробного изучения артикуляции каждой фонемы с озвучиванием и даже с графическим изображением («dood.al» — платформа, представляющая ротовую полость, которая артикулирует звуки);

5. Пунктуационная сфера: платформы для изучения расстановки знаков препинания, особых случаев и исключений из правил («lingualeo», различные курсы на платформе «coursera»);

6. Орфографическая сфера: сайты для изучения правильного написания слов, формирования умения правильно строить предложения («duolingo»);

Данный анализ показывает возможности применения преподавателями образовательных учреждений, а также изучающими самостоятельно иностранные языки студентам особенности каждой платформы, сайта и приложения для детального изучения иностранного языка с опорой на каждую сферу языка. Все приведённые платформы ранжированы по сфере ее действия в языке и описаны принципы действия приведенных ресурсов в зависимости от сферы языка.

Из выше сказанного, стало четко видно, что информационные технологии развивались постепенно. Прогресс шел вперед и по мере развития в жизнь человека активно внедрялись информационные технологий. В данной статье постарались раскрыть понятие «информационные технологии», показать все этапы развития информационных технологий по хронологии, а также уделить внимание на масштабность распространения информационных технологий в современном мире.

В ходе исследования было обозначено теоретическая и практическая значимость в подробном, структурированном изучении вопроса об использовании информационных технологий в изучении иностранных языков. Изучение иностранных языков не стало исключением, ведь после полной адаптации технологий во всех сферах, активно начали появляться новые платформы для изучения, причем количество таких платформ, внушающее. Создаются новые технологии для более удобного изучения языка, старые дополняются и совершенствуются, а также формируются новые системы на основе которых и создают платформы для изучения иностранных языков. Все это значит только одно: постепенное успешное развитие изучения иностранных языков в будущем, как объекта исследования информационных технологий.

Список источников:

1. Баранова А.Р, Еремеева Г.Р, Ладнер. Интерактивные технологии на занятиях по иностранному языку. // Статья. 2016 г. С. 1-2

2. Воевода Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. — 2009. — № 9. — С. 110–114.

3. Кизимова И.Г. Использование интерактивных информационных технологий в обучении английскому языку. // Статья. 2013 г. С. 1-2.

4. Коновалова Е.Т. Методика использования интерактивной доски при обучении иностранному языку в средней школе. // Статья. 2008 г. С. 1.

5. Кулишова Д, Иванова М.К. Использование интерактивной доски как средство повышения эффективности. // Статья. 2016 г. С. 1-3.

6. Ярашева Д. Информационные технологии в обучении иностранному языку. // Статья. 2014 г. С. 1-2

7. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: (https://methodological_terms.academic.ru/) (27.04.2022).